ЭПОПЕ́Я
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭПОПЕ́Я (греч. ἐποποιία, от ἔπος – слово, повествование и ποιέω – творить), наиболее крупная и монументальная форма эпич. литературы. Существенно различаются между собой героич. Э. (древности и Средневековья) и Э. Нового времени, к которой иногда применяют термин «роман-эпопея».
Героич. Э., создававшиеся всеми народами в определённую эпоху их развития – в период формирования государственности, уходят корнями в древнейший фольклор, мифологию, легендарную память об историч. временах. Бытовавшие веками сказания и песни складывались в единую целостность, обычно воплощаемую письменно. Таковы «Илиада», «Махабхарата», «Калевала», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Старшая Эдда». Однако бывало и так, что элементы Э., уже родившиеся в недрах нар. творчества, не смогли обрести единства и письменного воплощения. Так произошло, в частности, с рус. национальной Э., которая созревала в богатырских былинах о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, но не получила той законченной формы, которая, как правило, создаётся одним или несколькими авторами.
В основе художественности Э. древности – величественная героика, поскольку выступающие в них персонажи олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства. В них господствует гиперболич. образность, переходящая в прямую фантастику, а также изображение чудесного, волшебного, потустороннего, что связано с особенностями мифологич. мировосприятия. В этих Э. создана монументальная и всесторонняя картина мира, в которой находят место космич. силы природы и особенности местного пейзажа; битвы, решающие судьбы народов, и подробности повседневного быта; боги и герои, но также и простые люди. Со становлением государственности и зрелых форм цивилизации древняя Э. уступает место Э. комической (её вернее будет назвать комич. поэмой), которая переосмысляет и даже в известных отношениях высмеивает свою предшественницу (так, на место «Илиады» приходит «Война мышей и лягушек», 6–5 вв. до н. э.), но не обладает широтой и многогранностью древних повествований.
В течение ряда столетий многие большие поэты предпринимают попытки возродить древнюю Э.; таковы произведения Вергилия, Т. Тассо, Л. ди Камоэнса, П. де Ронсара, Э. Спенсера, но как писал Г. В. Ф. Гегель об «Освобождённом Иерусалиме» Тассо: «Этот эпос раскрывается как поэма, т. е. как поэтически сконструированное событие... Вместо того, чтобы, подобно Гомеру, произведение, как подлинный эпос, находило слово для всего, что представляет собою нация...» (Гегель Г. В. Ф. Соч. М., 1958. Т. 14. С. 287). Подлинными Э. эпохи позднего Средневековья и Возрождения явились глубоко своеобразные творения Данте, Ф. Рабле и М. де Сервантеса, которые и по своему содержанию, и по форме принципиально отличались от Э. древности, представляя собой переход от древней героич. Э. к роману-эпопее, характерному для Нового времени.
Дальнейшее развитие Э. получает в 19 в., когда создаются «Человеческая комедия» О. де Бальзака, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, цикл «Ругон-Маккары» Э. Золя, «Война и мир» и «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. Если в основе древней Э. лежат поэтич. стихия героики и мифологич. сознание, то в основе Э. Нового времени – реалистич. осознание мира. Осн. чертой совр. Э. является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам историч. процесс, и это ставит её в один ряд с величеств. Э. прошлого и в то же время отделяет от романов в собств. смысле слова. Для Э. характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и историч. события, и облик повседневности, многоголосый человеческий хор и интимные переживания личности. Это определяет необычно большой объём произведения, чаще всего занимающего несколько томов (хотя, конечно, сам по себе объём не может быть признаком эпопеи). Оставаясь одним из самых трудных и очень редких жанров, Э. развивается и в лит-ре 20 в. К жанру Э. можно отнести «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, трилогию о Сноупсах У. Фолкнера, «Семью Тибо» Р. Мартена дю Гара. См. также Эпос.