ТЕ́ККЕРЕЙ УИЛЬЯМ МЕЙКПИС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕ́ККЕРЕЙ (Thackeray) Уильям Мейкпис (18.7.1811, Калькутта, Индия – 24.12.1863, Лондон), англ. писатель, рисовальщик-карикатурист. Родился в состоят. семье крупного колониального чиновника Ост-Индской компании. Учился в привилегиров. школах в Англии (1817–26), Тринити-колледже Кембриджского ун-та (1829–30). В 1830–31 изучал нем. яз. в Веймаре, где познакомился с И. В. Гёте. Отказавшись от юридич. карьеры, уехал в Париж (1832), где вёл светский образ жизни, проиграв значит. часть наследства; в 1834–35 брал уроки рисования. Это увлечение отразилось в первой книге Т. – буклете «Флора и Зефир» («Flore et Zéphyr», 1836), где 8 карикатурных зарисовок были снабжены подписями, высмеивавшими штампы балетного иск-ва. Сотрудничал в газетах радикального направления, в сатирич. журналах; выступал с лекциями, анализируя творчество Дж. Свифта, Г. Филдинга, Т. Смоллетта, Л. Стерна и др. В 1859–1862 редактор ж. «Cornhill Magazine».
Среди ранних произведений Т. – стихотв. пародии в студенч. журналах, а также комич. повести «Записки Желтоплюша» («The Yellowplush correspondence», 1837–38, рус. пер. 1854, в рус. пер. 1860 – «Записки лакея»), «Удивительные приключения майора Гахагана» («Tremendous adventures of major Gahagan», 1839, в рус. пер. 1854 – «Жизнь и приключения майора Гагагана»), «История Сэмюэля Титмарша и замечательного бриллианта Хоггарти» («The history of Samuel Titmarsh and the great Hoggarty diamond», 1841, рус. пер. 1974) и др., отмеченные буффонадой и бурлеском, которые высмеивают романтич. идеализм и содержат остроумную пародию на приключенч. романы Э. Булвер-Литтона, Б. Дизраэли и др. Повести «Кэтрин» («Catherine», 1839–40, рус. пер. 1974), «В благородном семействе» («A shabby genteel story», 1840, рус. пер. 1974) и «Жёны своих мужей» («Men’s wives», 1852, в рус. пер. 1895 – «Замужние дамы: из мемуаров Д. Фиц-Будля») – сатира на уголовный роман и «роман серебряной вилки» (о жизни аристократов). Каноны семейной хроники и плутовского романа обыграны в романе «Карьера Барри Линдона» («The luck of Barry Lindon», 1844, в рус. пер. 1857 – «Записки Барри Линдона, эсквайра»; в рус. пер. 1895 – «Мемуары Барри Линдона, эсквайра»; экранизация С. Кубрика, 1975).
Широкую известность Т. принёс сборник сатирич. эссе «Книга снобов» («The book of snobs», 1848, в рус. пер. 1859 – «Книга мишуры»), содержащий критику снобизма, связанного с лицемерием, корыстью, спесью и др. типичными пороками преуспевающей посредственности. Вершина творчества Т. – роман «Ярмарка тщеславия» («Vanity fair», 1847–48, в рус. пер. 1853 – «Базар житейской суеты», в рус. пер. 1902 – «Ярмарка житейской суеты»; экранизации – 1998, 2004), разоблачающий продажность и паразитизм англ. титулованной и мелкобуржуазной знати. Роман отмечен точностью историко-бытовых описаний и смелым жанровым экспериментом. Социально-критич. направленность и экспериментальность формы присущи также романам «История Пенденниса» («The history of Pendennis», 1848–50, рус. пер. 1851) и «Ньюкомы» («The Newcomes», 1853–55, рус. пер. 1978). Автор историч. романов «История Генри Эсмонда» («The history of Henry Esmond», 1852, рус. пер. 1895), «Виргинцы» («The Virginians», 1857–58, рус. пер. 1858); рассказов, эссе. Проза Т. оказала значит. влияние на развитие зап. лит-ры 20 в. (в т. ч. на творчество Л. Арагона, У. Фолкнера, Дж. Фаулза).