Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Ершова

ПЛУТОВСКО́Й РОМА́Н, пи­ка­ре­ска (исп. novela picaresca, от picaro – жу­лик, прой­до­ха, при­хле­ба­тель), ли­те­ра­тур­ный жанр; од­на из пер­вых форм ев­роп. ро­ма­на. За­ро­дил­ся в Ис­па­нии в 16 в.: ано­ним­ная по­весть «Ла­са­ри­льо с Тор­ме­са» (1554). При­су­щие П. р. чер­ты окон­ча­тель­но офор­ми­лись в «Жиз­не­опи­са­нии Гус­ма­на де Аль­фа­ра­че, на­блю­да­те­ля жиз­ни че­ло­ве­че­ской» М. Але­ма­на-и-де-Эне­ро (ч. 1–2, 1599–1604), где лов­кий и бес­прин­цип­ный плут, слу­га мно­гих гос­под, вы­сту­па­ет од­но­вре­мен­но рас­сказ­чи­ком и дей­ст­вую­щим ли­цом, а со­бы­тия раз­вива­ют­ся, как пра­ви­ло, стро­го хро­но­логи­че­ски. Яр­ки­ми об­раз­ца­ми П. р. ста­ла «Ис­то­рия жиз­ни прой­до­хи по име­ни дон Паб­лос» Ф. де Ке­ве­до-и-Виль­е­га­са (1606–09), ко­то­рый, от­час­ти па­ро­ди­руя ро­ман Але­ма­на, ос­та­вил от­кры­тым фи­нал про­из­ве­де­ния и уси­лил са­ти­рич. на­прав­лен­ность, а так­же «Хро­мой бес» Л. Ве­ле­са де Ге­ва­ры (1641), где диа­ло­гич. фор­ма по­ве­ст­во­ва­ния за­ме­ни­ла ав­то­био­гра­фи­че­скую. Под влия­ни­ем исп. П. р. схо­жие про­из­ве­де­ния ста­ли по­яв­лять­ся и в др. стра­нах. Приё­ма­ми П. р. поль­зо­ва­лись Т. Нэш, Д. Де­фо, Г. Фил­динг, Т. Смол­летт – в Анг­лии; Ш. Со­рель, П. Скар­рон, А. Р. Ле­саж – во Фран­ции; Х. фон Грим­мельс­хау­зен – в Гер­мании. В рус. лит-ре к жан­ру П. р. об­ра­щал­ся М. Д. Чул­ков («При­го­жая по­ва­ри­ха, или По­хо­ж­де­ние раз­врат­ной жен­щи­ны»); к П. р. близ­ки про­из­ве­де­ния В. Т. На­реж­но­го («Рос­сий­ский Жилб­лаз», 1814), Ф. В. Бул­га­ри­на («Иван Вы­жи­гин», 1829), А. Ф. Вельт­ма­на («При­клю­че­ния, по­черп­ну­тые из мо­ря жи­тей­ско­го», 1846–1863). П. р. ока­зал боль­шое воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние нра­во­опи­сат. ро­ма­на и ста­нов­ле­ние реа­лиз­ма.

Изд.: Ис­пан­ский плу­тов­ской ро­ман. М., 2008.

Лит.: Rico F. La novela picaresca y el punto de vista. 3 ed. Barcelona, 1982; Ме­ле­тин­ский Е. М. Плу­тов­ской ро­ман // Ме­ле­тин­ский Е. М. Вве­де­ние в ис­то­ри­че­скую по­эти­ку эпо­са и ро­ма­на. М., 1986; Wicks U. Picaresque narrative, picaresque fictions: a theory and research guide. N. Y., 1989; Fernán-Gómez F. Historias de la picaresca. 3 ed. Barcelona, 1992; Bauer M. Der Schelmenroman. Stuttg., 1994; Пин­ский Л. Е. «Гус­ман де Аль­фа­ра­че» и по­эти­ка плу­тов­ско­го ро­ма­на // Пин­ский Л. Е. Ре­нес­санс. Ба­рок­ко. Про­све­ще­ние. М., 2002; Ardila Garrido J. A. La novela picaresca en Europa: 1554–1753. Madrid, 2009.

Вернуться к началу