КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС ФРАНСИСКО ГОМЕС ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС (Quevedo y Villegas) Франсиско Гомес де (17.9.1580, Мадрид – 8.9.1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес), исп. писатель. Принадлежал к старинной кастильской знати. Отец К.-и-В. был личным секретарём Марии Испанской, дочери Карла V, мать – фрейлиной. Осиротев в возрасте 6 лет, К.-и-В. воспитывался в иезуитской школе, обучался в ун-те г. Алькала-де-Энарес (1596–1600), который закончил со степенью лиценциата искусств. Изучал теологию в ун-те г. Вальядолид, куда переехал вместе с королевским двором (1601). Наследник гуманистич. традиций, универсально образованный человек, К.-и-В. знал др.-греч., лат., др.-евр., араб., франц., португ. и итал. языки. В 1606 вернулся в Мадрид. В 1609 после убийства соперника на дуэли скрывался в материнском имении Торре-де-Хуан-Абад. В 1613 во время поездок в Ниццу и Венецию сопровождал своего друга и покровителя герцога де Осуну, которому помог получить должность вице-короля в Неаполе. Находясь на посту мин. финансов Неаполитанского вице-королевства (1616–20), пытался подчинить Испании итал. области, в т. ч. Венецианскую республику. В 1620 впал в немилость, был вынужден скрываться. В 1621 по воле Филиппа IV возвращён ко двору в Мадриде. Вершиной придворной карьеры К.-и-В. стало его назначение на должность королевского секретаря (1632). В 1620–30-е гг. К.-и-В. много размышлял об идеальном устройстве государства, перевёл на исп. яз. «Утопию» Т. Мора, развивал идею о неотделимости политики от христианской морали. В 1639 по обвинению в гос. измене был арестован и заточён в мон. Сан-Маркос-де-Леон. Освобождённый в 1643, остаток жизни он провёл в имении Торре-де-Хуан-Абад, а затем в доминиканском мон. Вильянуэва-де-лос-Инфантес.
Творчество К.-и-В., одного из крупнейших представителей барокко, отразило болезненно переживаемое разложение исп. общества в эпоху, когда исп. империя начала утрачивать могущество. Поэтич. стиль К.-и-В., сторонника консептизма, основан на обыгрывании риторич. приёмов, создании новых слов и необычном употреблении старых, гротескном стирании границ между миром людей и вещей, живым и мёртвым, видимостью и сущностью. Против гонгоризма направлен трактат-памфлет К.-и-В. «Культистская латиноболтовня» («La culta latiniparla», 1624, и др.). Осн. жанры поэзии К.-и-В. – сонеты (в т. ч. «сонеты к Лиси» в духе петраркизма), глоссы, лирич. летрильи (послания), редондильи и др.; в ней доминирует тема быстротечности жизни, трагизма земного существования человека, который не властен над временем («Сонет, в котором говорится, что всё вокруг напоминает о смерти», «На смерть графа Вильямедьяны» и др.). Темы смерти как универсального закона мироздания, а также стоического отношения к ней доминируют в стихотворениях об иллюзорности богатства и земной власти («Сонет о том, сколь обманчива окажется наружная видимость, если судить по истинной внутренней сути» и др.). Картина всеобщего падения нравов представлена в пародийных эпитафиях, эпиграммах, а также в прозе К.-и-В.: сатиры «Сновидения и речи» («Sueños y discursos», опубл. в 1627), «Речь о всех чертях, или Исправленный ад» («Discurso de todos los diablos o infierno emendado», 1628) и др., сб. новелл «Час воздаяния, или Разумная фортуна» («La hora de todos y la fortuna con seso», созд. в 1630-е гг.). В многочисл. пародиях на жанры деловой прозы нач. 17 в. (генеалогии, брачные договоры, указы и т. д.) К.-и-В. разоблачал тотальное корыстолюбие, обман, цинизм и эгоизм, царящие в обществе. Исп. действительность стала гл. объектом изображения в наиболее известном прозаич. произведении К.-и-В. – плутовском романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» («Historia de la vida del Buscón, llamado don Pablos», 1606–09, опубл. в 1626, рус. пер. 1950), герой которого во время странствий знакомится с представителями разных сословий. Среди сочинений К.-и-В. – трактаты на морально-политич. и филос. темы [«Защищённая Испания» («España defendida», 1609), «Политика Бога, правление Христа, тирания Сатаны» («Política de Dios, govierno de Cristo, tiranía de Satanás», pt. 1–2, 1626–39), «Колыбель и могила» («La cuna y la sepultura», 1635) и др.], назидательные жизнеописания [«Марк Брут» («Marco Bruto», 1644), «Жизнь Святого Апостола Павла» («Vida de San Pablo Apóstol», 1644)]. Стихотворения К.-и-В., при его жизни распространявшиеся в списках, впервые были опубликованы в кн. «Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель девяти кастильских муз» (1648). Творчество К.-и-В. получило известность в России со 2-й пол. 20 в.