ВЕ́ЛЬТМАН АЛЕКСАНДР ФОМИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ЛЬТМАН Александр Фомич [8(20).7.1800, С.-Петербург – 11(23).1.1870, Москва], рус. писатель, историк, чл.-корр. Петерб. АН (1854). Отец – выходец из Швеции, принявший православие. Учился в частных пансионах и в Благородном пансионе при Моск. ун-те. В 1816 поступил в Моск. уч-ще колонновожатых. Увлёкшись математикой, написал учебник «Начальные основания арифметики» (1817). Воен. службу в качестве топографа проходил в Бессарабии (1818–31), где познакомился с членами Юж. об-ва декабристов и с А. С. Пушкиным (оставил о нём мемуары, а также изобразил его в рассказе «Илья Ларин», 1847, и в повести «Не дом, а игрушечка!», 1850). В 1828–29 принимал участие в рус.-тур. войне. В 1831 вышел в отставку, поселился в Москве. С 1842 помощник директора, с 1852 директор Оружейной палаты.
Дебютировал как поэт в 1825 в ж. «Сын отечества» (отрывки из поэмы «Беглец», полностью опубл. в 1831). В 1831 опубликованы поэма «Муромские леса», затем повесть «Странник» (ч. 1–3, 1831–32), в которой события реального путешествия автора иронично переплетены с воображаемым странствованием по географич. карте. Роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына-Задека» (1833) – иносказательное изображение совр. общества (действие происходит в вымышленном гос-ве Босфорании). Соединением реального и фантастического отмечены романы на исторические темы, но с полусказочными сюжетами: «Кощей Бессмертный. Былина старого времени» (1833), «Лунатик. Случай» (1834), «Светославич, вражий питомец. Диво времён красного солнца Владимира» (1835), «Предки Калимероса. Александр Филиппович Македонский» (1836), «Виргиния, или Поездка в Россию» (1837), «Генерал Каломерос» (1840). Роман «Сердце и думка» (1838), в котором провинциальный быт контрастирует со сказочно-романтич. фантастикой, был высоко оценён молодым Ф. М. Достоевским. Последние 25 лет В. работал над романным циклом «Приключения, почерпнутые из моря житейского» («Саломея», 1846–47; «Чудодей», полн. изд. – 1856; «Воспитанница Сара», 1862; «Счастье-несчастье», 1863; «Последний в роде и безродный» – не издан).
Характерные черты небольшого по объёму стихотв. наследия В. – вовлечённость слова в игру смыслами и оттенками значений, ирония, дух буффонады и маскарада, проявившийся и в лирич. фрагментах, и в крупных произведениях (драмы «Колумб», 1842, «Волшебная ночь», 1844, – переделка шекспировского «Сна в летнюю ночь»; стихотв. сказка «Златой и Бела», 1850, и др.). Проза В. словно бы чревата стихотв. формой (в «Странник», помимо стихов, включена написанная ритмич. прозой поэма «Эскандер»); её эмоциональный синтаксис игнорирует строгие правила грамматики. Стремясь к охвату всех сторон жизни, В. создал свой прихотливо-хаотичный, «осколочный», пёстрый стиль; повествование перебивается неожиданными вставками и немотивированными вкраплениями.
В. вёл многообразную науч. деятельность, занимался историей, археологией, педагогикой, этнографией и др. Среди его историч. сочинений – «Начертание древней истории Бессарабии» (1828), «О Господине Новгороде Великом» (1834), «Варяги» (1840). В работе «Индо-Германы, или Сайване» (1856) В. склонялся к панславистским идеям (сблизился со славянофилами из «молодой редакции» ж. «Москвитянин»). Истории и фольклору славян он посвятил книги «Достопамятности Московского Кремля» (1843), «Московская Оружейная палата» (1844), «Аттила и Русь IV и V в.» (1858), «Маги и Мидийские Каганы XIII-го столетия» (1860), историч. стихотв. пьесу «Ратибор Холмоградский» (1841), роман «Райна, королевна Болгарская» (1843), поэму «Троян и Ангелица. Повесть, рассказанная светлой денницей ясному месяцу» (1846).