КАМО́ЭНС
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАМО́ЭНС, Камоэнш, Камоинш (Camões) Луиш ди (дек. 1524 или янв. 1525, Лиссабон – 10.6.1580, там же), португ. поэт, драматург. Из старинного дворянского рода. Предположительно в 1537–1542 учился в ун-те г. Коимбра; к этому периоду относится пьеса «Амфитрион» («Anfitriões», изд. в 1587) – вольное переложение одноим. комедии Плавта. В 1540-х гг. К. жил в Лиссабоне, был принят при дворе и в домах знати, получил известность как лирический и драматический поэт [пьеса «Царь Селевк» («El-Rei Seleuco», изд. в 1645)]. В нач. 1550-х гг. К. служил в гарнизоне Сеуты, где в одном из сражений потерял глаз. По возвращении в Лиссабон вёл богемную жизнь, в 1552 был заключён в тюрьму за то, что ранил во время ссоры королевского стремянного. После помилования в 1553 был направлен на королевскую службу в Гоа, где принял участие в ряде мор. воен. экспедиций, писал пьесы и стихи [пасторальная комедия «Филодемо» («Filodemo», 1555, изд. в 1587) и др.]. В Гоа К. дважды побывал в тюрьме по обвинению в растрате. В 1556 был назначен смотрителем имущества пропавших без вести лиц в Макао; в 1567 К. отплыл в Лиссабон, по пути почти на 2 года задержался в Мозамбике, где, живя в крайней нищете, готовил к печати собрание своих лирич. произведений, появившееся на свет уже после смерти К. (1595; 2-е, исправленное, изд., 1598). В 1570 К. прибыл в Лиссабон, получил королевскую пенсию, на которую жил последние годы.
К. – один из величайших лириков Позднего Возрождения; в своей поэзии он стремился восстановить распадающуюся цельность мироздания, пытаясь обнаружить порядок в кажущемся хаотическим и абсурдным бытии, согласовать земное и небесное, реального человека и его идеальный образ. Наиболее развёрнутое выражение позднеренессансного мировидения К. – «Октавы о несправедливом устройстве мира, посвящённые дону Антониу де Норонья» («Oitavas a D. António de Noronha, sobre o desconcerto do mundo»). Центр. тема лирики К., отразившей влияние неоплатонизма и сопряжённой с ним петраркистской поэтич. традиции, – любовь, которая, с одной стороны, обрекает поэта на неисцелимые душевные страдания (К. оплакивает смерть своей возлюбленной), а с другой – составляет смысл его земного существования. К. принадлежат как стихотворения, созданные в ренессансной жанрово-стилевой манере (сонеты, октавы, оды, кансоны, эклоги, элегии), так и характерные для позднесредневековой португ. и исп. поэзии редондильи, написанные 7–8-сложными стихами, сгруппированными в 7–8-строчные строфы [философско-мистическая поэма К. «На реках вавилонских» («Os rios da Babilónia»)].
Сквозной мотив филос. лирики К. – время, изменяющее облик мира. Времени противостоят воспоминания: поэт-изгнанник живёт иллюзией присутствия утраченного в его душе, идеалом, запечатлённым в его сознании. К. близок и горацианский идеал блаженной сельской жизни, простого, непритязательного, но полного интеллектуальных утех существования на лоне природы [пастораль «Фавны» («Os faunos») и др.]. Неоплатонизм и горацианские мотивы соседствуют в поэзии К. с прославлением материального мира, земных страстей (сонеты на мифологические сюжеты и др.).
Всемирную славу К. принесла состоящая из 10 песен эпич. поэма «Лузиады» («Os Lusíadas», изд. в 1572; первый рус. пер. А. Дмитриева, 1788), посвящённая экспедиции В. да Гамы в Индию. Подражая Гомеру и Вергилию, К. включает в повествование т. н. олимпийский план, показывая земные события как отражение борьбы, ведущейся между богами на небесах: козни Вакха, настроенного против лузов, оказываются разрушенными Венерой и Юпитером. Поэма изобилует описаниями Индии, её природных красот и богатств, пророчествами о владычестве португальцев в Азии, а также авторскими отступлениями разного характера – лирическими, публицистическими, медитативными, в которых К. размышлял о человеке, времени, смерти. Отступления К. часто контрастируют с возвышенным тоном эпич. повествования, в них звучит пессимистич. мысль о том, что сотворённый гением поэта героич. многокрасочный мир стал частью безвозвратного прошлого, утопией, в реальном же настоящем нет места ни героизму, ни рыцарственному служению. «Лузиады» К. стали одним из самых ярких образцов эпич. поэмы в европ. лит-ре Нового времени.