Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СПЕ́НСЕР ЭДМУНД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 62

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

СПЕ́НСЕР (Spenser) Эд­мунд (ок. 1552, Лон­дон – 16.1.1599, там же), англ. по­эт. Ро­дил­ся в се­мье су­кон­щи­ка. Учил­ся в Пем­брок-кол­лед­же Кем­бридж­ско­го ун-та, где по­лу­чил сте­пе­ни ба­ка­лав­ра (1573) и ма­ги­ст­ра (1576). С кон. 1570-х гг. слу­жил сек­ре­та­рём у ря­да вли­я­тель­ных са­нов­ни­ков, без­ус­пеш­но пы­тал­ся до­бить­ся дос­той­но­го по­ло­же­ния при дво­ре Ели­за­ве­ты I Тю­дор. Ли­шил­ся все­го иму­ще­ст­ва во вре­мя вос­ста­ния в Ир­лан­дии в 1597–98, умер в ни­ще­те.

С ран­них лет ув­ле­кал­ся лит. твор­чест­вом; ис­пы­тал зна­чит. влия­ние ан­тич­ной ми­фо­ло­гии и куль­ту­ры, по­эзии итал. и франц. Воз­ро­ж­де­ния. В уни­вер­си­тет­ские го­ды был дру­жен с Ф. Сид­ни, ока­зав­шим воз­дей­ст­вие на его по­этич. ма­не­ру; Сид­ни по­свя­ще­на по­эма С. «Ка­лен­дарь пас­ту­ха» («The shepherd’s ca­lendar», опубл. в 1579), от­ли­чав­шая­ся от тра­диц. пас­то­ра­ли стрем­ле­ни­ем к вос­про­из­ве­де­нию кар­тин жи­вой при­ро­ды. Осо­бен­но­стью С.-по­эта ста­но­вит­ся пе­ре­ос­мыс­ле­ние пред­ше­ст­вую­щих жан­ро­вых тра­ди­ций, но­ва­тор­ское со­еди­не­ние ал­ле­го­рии и сим­во­ли­ки с са­ти­рой. Это от­ра­зи­лось в по­эмах «Воз­вра­ще­ние Ко­ли­на Клау­та» («Colin Clout’s come home again», 1591, опубл. в 1595) и «Сказ­ка ма­туш­ки Ха­бард» («Mother Hubberd’s tale», 1591), иро­ни­че­ски изо­бра­жав­ших быт и нра­вы ко­ро­лев­ско­го дво­ра. Ли­ри­ка С. пред­став­ле­на со­не­та­ми, гим­на­ми и др. Са­мым круп­ным про­из­ве­де­ни­ем ста­ла не­за­вер­шён­ная ал­ле­го­рич. по­эма на сю­же­ты ар­ту­ров­ских ле­генд «Ко­ро­ле­ва фей» («The faerie queene», 1590–96), в ко­то­рой С. со­че­та­ет тра­ди­ции ан­тич­но­го эпо­са и итал. ге­рои­че­ской по­эмы с гу­ма­ни­стич. трак­тов­кой лич­но­сти, вы­ра­зи­тель­ны­ми кар­ти­на­ми при­ро­ды Ир­лан­дии и Анг­лии. По­эма на­пи­са­на раз­ра­бо­тан­ной С. де­вяти­строч­ной «спен­се­ро­вой стро­фой», ко­то­рая ори­ен­ти­ро­ва­на на стро­фи­ку франц. бал­ла­ды. Сре­ди др. со­чи­не­ний: кн. «Взгляд на со­вре­мен­ное по­ло­же­ние Ир­лан­дии» («A view of the present state of Ireland», 1596, опубл. в 1633) – важ­ный ис­точ­ник по ис­то­рии стра­ны; пе­ре­во­ды про­из­ве­де­ний Вер­ги­лия, Ф. Пет­рар­ки, Ж. Дю Бел­ле.

Соч.: Works. Balt., 1932–1949. Vol. 1–11; Selected poetry. L., 1970; Amoretti и Эпи­та­ла­ма. СПб., 1999; Лю­бов­ные по­сла­ния: Цикл из 88 со­не­тов. М., 2011; Со­не­ты, пес­ни, гим­ны о люб­ви и кра­со­те. М., 2011.

Лит.: Judson C. The life of E. Spenser. Balt., 1945; Бу­ро­ва И. И. Экс­пе­ри­мен­таль­ная по­эзия Э. Спен­се­ра. СПб., 2009; Hadfield A. E. Spenser: A life. Oxf., 2012.

Вернуться к началу