Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОНАТИ́НА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 698-699

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Щербаков

СОНАТИ́НА (нем. Sonatine), 1) близ­кий со­на­те ин­ст­ру­мен­таль­ный цикл, со­дер­жа­тель­но и струк­тур­но уп­ро­щён­ный, умень­шен­ный по про­тя­жён­но­сти. Тер­мин при­ме­ня­ет­ся так­же к со­нат­ной фор­ме в пер­вой час­ти та­ко­го цик­ла. У Л. Бус­ле­ра – «ма­лая со­нат­ная фор­ма» (kleine Sonatenform). При­ме­ры: сона­ти­ны В. А. Мо­цар­та, Ф. Ку­лау.

2) Со­нат­ная фор­ма в пер­вых (бы­ст­рых) час­тях цик­лов, близ­ких со­нат­но-сим­фо­ни­че­ско­му, в ко­то­рой нет раз­ра­бот­ки (напр., Pezzo in forma di sonatina из Се­ре­на­ды для струн­но­го ор­ке­ст­ра П. И. Чай­ков­ско­го). В опер­ных ари­ях (Ария Эль­ви­ры № 3 в опе­ре «Дон Жу­ан» Мо­цар­та), увер­тю­рах (в та­ком слу­чае ино­гда при­ме­ня­ет­ся тер­мин «фор­ма увер­тю­ры»), мед­лен­ных час­тях со­нат­но-сим­фо­ни­че­ских цик­лов [у Л. Бус­ле­ра – «со­на­тин­ные фор­мы» («Sona­tinen­form»)] (II часть 4-й сим­фо­нии И. Брам­са) и в не­ко­то­рых др. пье­сах (Скер­цо из 6-й сим­фо­нии Чай­ков­ско­го; Этюд cis-moll op. 42 № 5 А. Н. Скря­би­на) по­доб­ная фор­ма на­зы­ва­ет­ся «со­на­та без раз­ра­бот­ки». В ней сра­зу за экс­по­зи­ци­ей, «встык» или с по­мо­щью связ­ки (Увер­тю­ра к опе­ре «Свадь­ба Фи­га­ро» Мо­цар­та), ко­то­рая мо­жет сво­дить­ся к од­но­му до­ми­нан­тсепт­ак­кор­ду (II часть 5-й фп. со­на­ты Л. ван Бет­хо­ве­на), всту­па­ет ре­при­за, не­ред­ко варь­и­ро­ван­ная (что от­час­ти ком­пен­си­ру­ет от­сут­ст­вие раз­ра­бот­ки). О др. трак­тов­ках и на­зва­ни­ях фор­мы см. в ст. Слож­ные фор­мы.

Вернуться к началу