МАРКС АДОЛЬФ БЕРНХАРД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРКС (Marx) Адольф Бернхард (Фридрих Генрих Адольф Бернхард; до крещения Самуил Моисей) (15.5.1795, Галле – 17.5.1866, Берлин), нем. муз. теоретик, критик, педагог, композитор. Сын врача. Получил юридич. образование. Музыке обучался у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. с К. Лёве и др.) «Квартетный кружок Маркса», устраивавший вечера камерной музыки. С 1820 жил в Берлине, совершенствовался по композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал и до 1830 редактировал «Берлинскую всеобщую музыкальную газету» («Berliner Allgemeine musikalische Zeitung»; издавалась в противовес консервативной лейпцигской «Всеобщей музыкальной газете»), как критик и редактор-издатель сыграл большую роль в пропаганде творчества И. С. Баха, Л. ван Бетховена и др. классиков. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском ун-те (проф. с 1830). В 1850 совм. с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал в Берлине муз. школу (т. н. Консерватория Штерна), преподавал в ней композицию до 1856.
Гл. труд М. – 4-томное «Учение о музыкальной композиции» («Die Lehre von der musikalischen Komposition», 1837–47; переиздано в переработке X. Римана, 1887–90), в котором систематизированы классич. муз. формы. М. ввёл термины «сонатная форма», «ход» (нем. Gang), «разработка» (Durchführung); помимо сонатной формы рассмотрел «песенные» формы (Liedform; см. в ст. Музыкальная форма), вариации; в систематике рондо выделил 5 типов. Богато иллюстрированное примерами, поэтапно демонстрирующими метод и процесс сочинения музыки, «Учение» М. стало настольной книгой мн. поколений композиторов разных стран, в т. ч. России. Широкому кругу учащихся адресован его «Всеобщий учебник музыки» («Allgemeine Musiklehre», 1839, рус. пер. 1872). Автор первой науч. биографии Бетховена («L. van Beethoven. Leben und Schaffen», Bd 1–2, 1859), монографии об операх К. В. Глюка («Gluck und die Oper», Tl 1–2, 1863). Исходя из философии Г. В. Ф. Гегеля, М. отстаивал взгляд на музыку как исторически развивающееся иск-во, в котором раскрываются «идеи и дух народа и эпохи». В собств. композициях придерживался классич. традиции. Автор ораторий (в т. ч. «Моисей», 1841), церковной музыки, хоров, песен, фп. сочинений.