ПРОСТЫ́Е ФО́РМЫ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРОСТЫ́Е ФО́РМЫ в музыке, 2- и 3-частные формы, в которых начальная часть написана в форме периода / предложения, а остальные – в форме периода / предложения либо в однопорядковой (производной) форме. П. ф. – однотемные (в отличие от многотемных сложных форм), обычно однотональные (редко – модулирующие), однородные (по темпу, размеру, часто также по мотивному строению, фактуре); составляющие их части, как правило, равновелики, соразмерны. П. ф. отличают сравнительно малая величина, формообразование путём простого сопряжения частей, несложное (или кажущееся несложным) муз. содержание. П. ф. наиболее употребительны среди форм классико-романтич. музыки.
Части П. ф. различны по функции. I часть устойчивая, служит для изложения темы. Во II части осуществляется развитие (преобразование) темы либо продолжение на новом или обновлённом материале (наличие нового материала не противоречит однотемности, поскольку он не является темой, т. е. не несёт самодостаточной муз. мысли); II часть неустойчивая по форме и гармонии, неэкспозиционная по изложению. Завершающее построение обязательно во всех П. ф. В зависимости от соотношения развивающего и завершающего построений различают 2 осн. вида П. ф.: простая 2-частная, в которой развивающее и завершающее построения составляют единую II часть, и простая 3-частная, в которой развивающее и завершающее построения составляют две разные части – II и III. Для простой 3-частной формы характерно симметричное расположение частей (a-b-a1), однако завершающая часть (обычно это реприза) почти всегда отличается от начального периода (т. е. точные репризы редки). Части простой 2-частной формы, как правило, равны (в большинстве случаев 8+8 тактов). Виды простой 2-частной формы – а) репризная и б) безрепризная со мн. разновидностями – различаются только по устройству и мотивно-тематич. составу II части. Употребительно повторение частей простой 2-частной формы.
П. ф. применяются как для самостоят. произведения, так и в качестве части или темы в составе более крупной формы, как часть циклич. произведения (напр., цикла миниатюр), балетного, оперного номера.