Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРОСТЫ́Е ФО́РМЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 620

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПРОСТЫ́Е ФО́РМЫ в му­зы­ке, 2- и 3-ча­ст­ные фор­мы, в ко­то­рых на­чаль­ная часть на­пи­са­на в фор­ме пе­рио­да / пред­ло­жения, а ос­таль­ные – в фор­ме пе­рио­да / пред­ло­же­ния ли­бо в од­но­по­ряд­ко­вой (про­из­вод­ной) фор­ме. П. ф. – од­но­тем­ные (в от­ли­чие от мно­го­тем­ных слож­ных форм), обыч­но од­но­то­наль­ные (ред­ко – мо­ду­ли­рую­щие), од­но­род­ные (по тем­пу, раз­ме­ру, час­то так­же по мо­тив­но­му стро­е­нию, фак­ту­ре); со­став­ляю­щие их час­ти, как пра­ви­ло, рав­но­ве­ли­ки, со­раз­мер­ны. П. ф. от­ли­ча­ют срав­ни­тель­но ма­лая ве­ли­чи­на, фор­мо­об­ра­зо­ва­ние пу­тём про­сто­го со­пря­же­ния час­тей, не­слож­ное (или ка­жу­щее­ся не­слож­ным) муз. со­дер­жа­ние. П. ф. наи­бо­лее упот­ре­би­тель­ны сре­ди форм клас­си­ко-ро­ман­тич. му­зы­ки.

Час­ти П. ф. раз­лич­ны по функ­ции. I часть ус­той­чи­вая, слу­жит для из­ло­же­ния те­мы. Во II час­ти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­ви­тие (пре­об­ра­зо­ва­ние) те­мы ли­бо про­дол­же­ние на но­вом или об­нов­лён­ном ма­те­риа­ле (на­ли­чие но­во­го ма­те­риа­ла не про­ти­во­ре­чит од­но­тем­но­сти, по­сколь­ку он не яв­ля­ет­ся те­мой, т. е. не не­сёт са­мо­дос­та­точ­ной муз. мыс­ли); II часть не­ус­той­чи­вая по фор­ме и гар­мо­нии, не­экс­по­зи­ци­он­ная по из­ло­же­нию. За­вер­шаю­щее по­строе­ние обя­за­тель­но во всех П. ф. В за­ви­си­мо­сти от со­от­но­ше­ния раз­ви­ваю­ще­го и за­вер­шаю­ще­го по­строе­ний раз­ли­ча­ют 2 осн. ви­да П. ф.: про­стая 2-ча­ст­ная, в ко­то­рой раз­ви­ваю­щее и за­вер­шаю­щее по­строе­ния со­став­ля­ют еди­ную II часть, и про­стая 3-ча­ст­ная, в ко­то­рой раз­ви­ваю­щее и за­вер­шаю­щее по­строе­ния со­став­ля­ют две раз­ные час­ти – II и III. Для про­стой 3-ча­ст­ной фор­мы ха­рак­тер­но сим­мет­рич­ное рас­по­ло­же­ние час­тей (a-b-a1), од­на­ко за­вер­шаю­щая часть (обыч­но это ре­при­за) поч­ти все­гда от­ли­ча­ет­ся от на­чаль­но­го пе­рио­да (т. е. точ­ные ре­при­зы ред­ки). Час­ти про­стой 2-ча­ст­ной фор­мы, как пра­ви­ло, рав­ны (в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев 8+8 так­тов). Ви­ды про­стой 2-ча­ст­ной фор­мы – а) ре­приз­ная и б) без­ре­приз­ная со мн. раз­но­вид­но­стя­ми – раз­ли­ча­ют­ся толь­ко по уст­рой­ст­ву и мо­тив­но-те­ма­тич. со­ста­ву II час­ти. Упот­ре­би­тель­но по­вто­ре­ние час­тей про­стой 2-ча­ст­ной фор­мы.

П. ф. при­ме­ня­ют­ся как для са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ния, так и в ка­че­ст­ве час­ти или те­мы в со­ста­ве бо­лее круп­ной фор­мы, как часть цик­лич. про­из­ве­де­ния (напр., цик­ла ми­ниа­тюр), ба­лет­но­го, опер­но­го но­ме­ра.

Лит.: Спо­со­бин И. В. Му­зы­каль­ная фор­ма. 7-е изд. М., 1984; Фраё­нов В. П. Му­зы­каль­ная фор­ма: Курс лек­ций. М., 2003; Хо­ло­пов Ю. Н. Гар­мо­ния: Тео­ре­ти­че­ский курс. СПб., 2003.

Вернуться к началу