ПЕРИ́ОД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРИ́ОД в музыке, наряду с предложением, наименьшая форма изложения музыкальной темы. Обе входят в состав всех форм классико-романтич. музыки: в виде П. или предложения строятся начальные части 2- и 3-частных простых форм, иногда части сложных форм, рондо, темы главной, побочной партий сонатной формы; П. и предложение в музыке 19–20 вв. бывают формами миниатюр. Виды П.: основные – периоды из двух предложений малый 8-тактный и большой 16-тактный; производный – П. из трёх предложений 12- или 24-тактный; исключительный – П. увеличенный 32-тактный (в основе – метрический такт). Предложения, входящие в состав П., относительно самостоятельны, различаются по положению и значению в П.: последующее (придаточное) предложение дополняет первое и утверждает музыкально высказываемую мысль; таким путём форма движется от самостоятельности предложений к единству П. Признаки формы П: наличие каденций, замыкающих предложения, и структурная периодичность. Каденции как норма разные, соотносятся на расстоянии, вместе составляя метрико-гармоническое основание П. Структурная периодичность (повторность) означает, что предложения в П. имеют либо одинаковое строение (211 211; 112 112; 22 22), либо как минимум одинаковое строение начальных двутактов. Типы П. различаются по степени сходства или несходства предложений: П. из сходных предложений; П. с обновлённым последующим (придаточным) предложением; П. из разных предложений. (В отеч. теории распространены названия «период повторного строения» – здесь ему соответствуют П. из сходных предложений и П. с обновлённым придаточным, и «период неповторного, или единого, строения» – здесь соответственно П. из разных предложений и большое предложение.) В тех случаях, когда различия в строении П. и предложения не имеют значения для содержания муз. текста, эти формы могут обозначаться как период/предложение.
Существуют разные подходы к систематике П. и предложений, в т. ч. историко-стилистический: П. эпохи барокко, классицизма и др. Данная классификация по структурному признаку не учитывает отличий периодов/предложений в разных жанрах и стилях, но она самая детальная и общеприменимая. См. также Мотив (в музыке), Фраза (в музыке).