Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОНДО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 649

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров;С. Н. Лебедев (2-е значение)

РОНДО́ (франц. rondeau, от rond – круг), 1) сти­хотв. фор­ма, од­на из твёр­дых форм в по­эзии. Раз­ви­лась из рон­де­ля в 14 в. пу­тём со­кра­ще­ния при­пе­ва до по­лу­сти­шия. Дос­тиг­ла рас­цве­та в 16–17 вв.; в Рос­сии из­вест­на на­чи­ная с В. К. Тре­диа­ковского; в 19–20 вв. со­хра­ни­лась лишь в сти­ли­за­ци­ях. Схе­ма клас­сич. Р.: 15 сти­хов в трёх стро­фах на две риф­мы aabba+abbR+abbaR, где R – не­риф­мую­щий­ся реф­рен, по­вто­ряю­щий на­чаль­ные сло­ва 1-й стро­ки. Обыч­ный раз­мер – 10-слож­ный стих с 4-слож­ным реф­ре­ном.

В рус. по­эзии 18 в. Р. на­зы­ва­лись и бо­лее сво­бод­ные фор­мы сти­хо­тво­ре­ния с длин­ны­ми ря­да­ми оди­на­ко­вых рифм.

2) Тек­сто­му­зы­каль­ная фор­ма с реф­реном­; один из жан­ров франц. свет­ской му­зы­ки эпо­хи арс но­ва. Ти­пич­но 8-строч­ное Р. с реф­ре­ном из 2 не­риф­мо­ван­ных строк, раз­лич­ных по му­зы­ке. Так по­строе­ны боль­шин­ст­во рон­до Гиль­о­ма де Ма­шо, са­мого яр­ко­го пред­ста­ви­те­ля это­го жан­ра. У не­го же, а так­же у Жан­но де Ле­кю­ре­ля, Ада­ма де ла Аля и мн. ком­по­зи­то­ров-ано­ни­мов 14 в. встре­ча­ют­ся 11-, 13-, 16- и 24-строч­ные Р., со­от­вет­ст­вен­но с 3-, 4- и 6-строч­ны­ми реф­ре­на­ми. В них вы­дер­жи­ва­ет­ся тот же прин­цип кор­ре­ля­ции сти­ха и му­зы­ки: сти­хи с пер­вой риф­мой (a) рас­пе­ва­ют­ся на од­ну му­зы­ку, сти­хи со вто­рой риф­мой (b) – на дру­гую. Позд­ние Р. (15 в.) в це­лом от­ли­ча­ют­ся боль­шей про­тя­жён­но­стью (реф­рен со­сто­ит из 4–5 строк).

Лит.: Gennrich F. Das altfranzösische Rondeau und Virelai im 12. und 13. Jahrhundert. Langen bei Frankfurt, 1963.

Вернуться к началу