Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«SALVE REGINA»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

«SALVE REGINA» («Са́ль­ве Ре­ги́­на»; лат. «славь­ся, Ца­ри­ца [не­бес­ная]»), в гри­го­ри­ан­ском хо­ра­ле один из бо­го­ро­дич­ных ан­ти­фо­нов. Зву­чит в кон­це еже­днев­но­го оф­фи­ция. В от­ли­чие от обыч­ных ан­ти­фо­нов, ис­пол­ня­ет­ся без псал­ма, име­ет стро­фическую фор­му. Ка­ж­дая стро­фа тек­ста (кро­ме двух пер­вых, рас­пе­тых в фор­ме се­к­вен­ции) – на собственном тематическом материале. Мелодия первого тона, сложная по рельефу  (амбитус больше октавы, неоднократные скачки на квинту и кварту и др.) содержит значительное количество распевов текста (до 11 разновысотных звуков на один слог).

Пред­по­ло­жи­тель­но поя­вил­ся в 1-й половине 12 в. в Ак­ви­та­нии. Цер­ков­ная тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет ав­тор­ст­во сти­хов и му­зы­ки Гер­ма­ну из Рай­хе­нау, их со­зда­те­ля­ми на­зы­ва­ют так­же Ан­сель­ма Лукк­ско­го, Бер­нар­да Клер­во­ско­го. Свет­ская нау­ка счи­та­ет этот ан­ти­фон ано­ним­ным. В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье и Воз­рож­де­ние ме­ло­дия «S. R.» ис­поль­зо­ва­лась ком­по­зи­то­ра­ми в ви­де кан­тус фир­мус, а так­же при­ме­ня­лась в тех­ни­ке alternatim (мо­но­дический ан­ти­фон че­ре­ду­ет­ся со стро­фа­ми тек­ста, рас­пе­ты­ми мно­го­го­лос­но на но­вую му­зы­ку). Об­раз­цы – в мо­те­тах Й. Оке­ге­ма, Я. Об­рех­та (3 ва­ри­ан­та), Жос­ке­на Де­пре (2 ва­ри­ан­та); П. де ла Рю на­пи­сал на текст и му­зы­ку «S. R.» 6 мо­те­тов в раз­ных тех­ни­ках. На текст «S. R.» (обыч­но ис­поль­зо­ва­лась толь­ко 1-я стро­фа) пи­са­ли му­зы­ку К. Мон­те­вер­ди, У. Бёрд, Ж. Б. Люл­ли, М. А. Шарпантье, Дж. Б. Пер­го­ле­зи, А. Скар­лат­ти, А. Ви­валь­ди. В 19-20 вв. ком­по­зи­то­ры не­час­то об­ра­ща­лись к тек­сту «S. R.»: Ф. Шуберт на­пи­сал 6 во­каль­ных со­чи­не­ний для различных со­ста­вов; Ф. Пу­ленк на его ос­но­ве вы­стро­ил эф­фект­ный фи­нал (сце­на гильо­ти­ни­ро­ва­ния) опе­ры «Диа­ло­ги кар­ме­ли­ток». В 2002 хо­ро­вое сочинение «Salve Regina» соз­дал А. Пярт.

У немецкоязычных католиков Германии, Швейцарии и Австрии распространена версия антифона, сочинённая французским композитором А. Дюмоном (1601-84), — мелодически более простая (силлабического типа), в пятом транспонированном тоне.

  • «SALVE REGINA» в григорианском хорале один из четырёх богородичных «финальных антифонов» (2015)
Вернуться к началу