Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ALTERNATIM

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ALTERNATIM (альтерна́тим; лат. поочерёдно, попеременно), принцип исполнения западноевропейской церковной музыки, характерный для Средневековья, Возрождения и отчасти барокко. По «альтернативному» принципу чаще других распевались тексты гимнов, секвенций, больших марианских (во славу Богоматери) антифонов (например, «Salve Regina»), псалмов, песней библейских (Benedictus, магнификат), ординария мессы (особенно Kyrie; см. схему). Один стих распевался по традиции монодически (григорианский хорал или стандартный псалмовый тон), другой исполнялся многоголосно (композиторская музыка). Многоголосный раздел представлял собой обработку той же монодии либо многоголосие без опоры на кантус фирмус, исполнялся  вокально (хором или ансамблем) либо инструментально (как правило, на органе; в современных аутентичных реконструкциях нередко используется ансамбль старинных музыкальных инструментов). Из практики органной импровизации на хорал развились специфические формы органной музыки: версет и органная месса.

Впервые в истории стал регулярно использоваться в практике Нотр-Дам школы в больших органумах. Примеры в 15–17 вв.: гимн «Ave maris stella» Г. Дюфаи (в многоголосной технике фобурдона распеваются чётные строфы), «Dies irae» из реквиема А. Брюмеля (многоголосно распеваются нечётные строфы), большинство (20 из 36) месс Х. Изака, 8 магнификатов Н. Гомберта, 9 «мантуанских» месс Дж. П. да Палестрины, «Miserere» и «Benedictus» К. Джезуальдо (многоголосие без опоры на кантус фирмус), органные версеты (на Kyrie, стихи магнификата и др.) А. де Кабесона, месса «Пор-Рояль» (H. 5) и магнификат (H. 81) М. А. Шарпантье, знаменитое «Miserere» Г. Аллегри.

Практикой A. объясняется кажущаяся «неполнота» рукописных и раннепечатных памятников старинного церковного многоголосия: композиторы включали в сборники только те стихи, которые они обрабатывали, монодические же распевы были и без того известны певчим.

Типичная схема «альтернативного» исполнения Kyrie. Курсивом показаны органные проигрыши вместо соответствующих стихов либо вставки «композиторского» хорового многоголосия, прямым шрифтом — стихи, распеваемые монодически.

номер стихаинципит текста
1Kyrie Kyrie Kyrie
2Christe Christe Christe
3Kyrie Kyrie Kyrie

Лит.: Söhner L. Die Geschichte der Begleitung des gregorianischen Chorals in Deutschland. Augsburg, 1931.

Вернуться к началу