ПЕРГОЛЕ́ЗИ ДЖОВАННИ БАТТИСТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРГОЛЕ́ЗИ (Pergolesi; наст. фам. Драги, Draghi) Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези, пров. Анкона – 16.3.1736, Поццуоли, близ Неаполя), итал. композитор, представитель неаполитанской школы. Учился в Неаполе в конс. «Деи Повери ди Джезу Кристо» у Л. Винчи и Ф. Дуранте, как скрипач участвовал в разл. театральных постановках и концертах. Композиторский дебют – священная драма «Чудеса божественной благодати, свершившиеся при обращении Св. Гильома, герцога Аквитанского» (1731, Неаполь). Служил придворным капельмейстером кн. Ф. К. Стильяно (с 1732), затем герцога Маддалонского (с 1734). Быстро завоевал признание как композитор, однако его карьера прервалась из-за туберкулёза. Важнейшая часть наследия – произведения для муз. театра (не менее 10): оперы-сериа – «Саллюстия» (1732, театр «Сан-Бартоломео», Неаполь), «Адриан в Сирии» (1734, там же), «Олимпиада» (1735, Рим; обе – на либр. П. Метастазио); муз. комедии – «Влюблённый монах» (1732, театр «Фьорентини», Неаполь), «Фламиний» (1735, театр «Нуово», там же), и др. Традиция приписывает П. ведущую роль в становлении оперы-буффа; в действительности он лишь подготовил этот жанр своими комич. интермедиями. Шедевр творчества П. – «Служанка-госпожа» («La serva padrona», на либр. Дж. А. Федерико), пост. в 1733 в виде интермедий между тремя актами его же оперы «Гордый пленник» (на либр. неизв. автора; театр «Сан-Бартоломео», Неаполь). В основе либретто Федерико – сюжет комедии дель арте. Мелодически привлекательная, психологически тонкая и выразительная музыка П. способствовала всеевропейской популярности спектакля. Восторженно принятая неаполитанской публикой, «Служанка-госпожа» обрела самостоят. сценич. жизнь: уже с кон. 1730-х гг. она ставилась во мн. театрах Италии и др. стран. Её постановка труппой Э. Бамбини в Париже (1752) спровоцировала знаменитую «войну буффонов», самым активным участником которой был Ж. Ж. Руссо (в том же году издал за свой счёт партитуру П.). Во франц. версии П. де Борана (1754) сохранены осн. муз. номера, речитативы-секко заменены диалогами в духе ярмарочной «комедии с песенками». Имя П. обессмертила также духовная кантата на канонич. текст секвенции «Stabat mater» (для солирующих сопрано и альта, струнных и органа, 1736) – лучшее из написанных им сочинений в традиц. жанрах духовной музыки (вдохновило И. С. Баха на создание нем. версии на текст покаянного пс. 50/51 с новой оркестровкой – BWV 1083). Созданная под влиянием одноим. сочинения А. Скарлатти, кантата П. отличается обострённой экспрессией при гибкости и пластичности полифонического письма. Автор оратории «Смерть св. Иосифа» (1731), ряда светских кантат и арий, инструментальных сочинений.
В течение долгого времени П. приписывались некоторые произведения др. композиторов 18 в. (таковы трио-сонаты Д. Галло и «concertini» гр. У. В. ван Вассенара, фрагменты которых использованы И. Ф. Стравинским в балете с пением «Пульчинелла», 1920).