Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́СЛАВЕЦ НИ­КО­ЛАЙ АН­Д­РЕЕ­ВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 655

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РО́СЛАВЕЦ Ни­ко­лай Ан­д­рее­вич [23.12.1880(4.1.1881), Су­раж Чер­ни­гов­ской губ., ны­не Брян­ской обл. – 23.8.1944, Мо­ск­ва], рос. ком­по­зи­тор и муз. тео­ре­тик. Из се­мьи ж.-д. слу­жа­ще­го. В 1912 окон­чил Моск. конс. как скри­пач (класс И. В. Гржи­ма­ли) и ком­по­зи­тор [учил­ся у А. А. Иль­ин­ско­го (кон­тра­пункт, фу­га, муз. фор­ма), М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва и С. Н. Ва­си­лен­ко (ком­по­зи­ция)]. Бу­ду­чи сту­ден­том, экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с ато­наль­но­стью (не­за­ви­си­мо от А. Шён­бер­га и его шко­лы), творч. зре­ло­стью от­ме­че­на ди­плом­ная ра­бо­та – мис­те­рия «Не­бо и Зем­ля» (по Дж. Бай­ро­ну, 1912). Собств. ме­тод ком­по­зи­ции, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жит близ­кая до­де­ка­фо­нии тео­рия зву­ко­вых ком­плек­сов – «син­те­так­кор­дов», при­ме­нил в сим­фо­нич. по­эме «В ча­сы но­во­лу­ния», 1-й со­на­те для скрип­ки и фп., 1-м струн­ном квар­те­те (все 1913), ро­ман­сах на сти­хи рус. по­этов (1913–14). Был дру­жен с К. С. Ма­ле­ви­чем, ли­те­ра­то­ра­ми-фу­ту­ри­ста­ми (Д. Д. Бур­лю­ком, В. В. Ка­мен­ским, В. В. Мая­ков­ским и др.), при вы­бо­ре тек­стов для во­каль­ных со­чи­не­ний не­ред­ко об­ра­щал­ся и к поэзии сим­во­лис­тов. Февр. ре­во­лю­цию 1917 встре­тил в ря­дах эсе­ров, за­тем примк­нул к боль­ше­ви­кам, в 1921 вы­шел из ВКП(б). Эти и др. био­гра­фич. фак­ты [его же­на На­та­лья Алек­се­ев­на бы­ла до­че­рью из­вест­но­го моск. вра­ча, глас­но­го Моск. гор. ду­мы, кол­лек­цио­не­ра А. П. Лан­го­во­го (1856–1939)] Р. в даль­ней­шем был вы­ну­ж­ден скры­вать, с этой це­лью опуб­ли­ко­вал не­дос­то­вер­ную ав­то­био­гра­фию «О са­мом се­бе и сво­ём твор­че­ст­ве» (ж. «Со­вре­мен­ная му­зы­ка». 1924. № 5). Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния Ас­со­циа­ции со­вре­мен­ной му­зы­ки (АСМ; 1924), ред. ж. «Му­зы­каль­ная куль­ту­ра» (1924). Вер­шин­ные со­чи­не­ния 1920-х гг. – сим­фо­нич. по­эма «Ком­со­мо­лия» (1928), 1-й кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1925), фп. трио (1920, 1921, 1927) и др. – от­ме­че­ны мо­ну­мен­та­ли­за­ци­ей форм, «про­свет­ле­ни­ем» сти­ля и, од­но­вре­мен­но, рас­про­стра­не­ни­ем раз­ра­бо­тан­ной им сис­те­мы на ритм, кон­тра­пункт и ком­по­зиц. струк­ту­ру.

В ст. «О псев­до-про­ле­тар­ской му­зы­ке» («На пу­тях ис­кус­ст­ва». М., 1926) вы­сту­пил с кри­ти­кой Рос­сий­ской ас­со­циа­ции про­ле­тар­ских му­зы­кан­тов (РАПМ). По­сте­пен­но трав­ля со сто­ро­ны РАПМ, пред­став­ляв­шей «боль­ше­ви­ст­скую» по­зи­цию, обер­ну­лась для Р. фак­ти­че­ским за­пре­том на про­фес­сию. В 1931–33 ком­по­зи­тор жил в Таш­кен­те, в 1933 вер­нул­ся в Мо­ск­ву, в кон. 1930-х гг. пре­по­да­вал в Муз. по­ли­тех­ни­ку­ме и на Кур­сах во­ен. ка­пель­мей­сте­ров. Вы­ну­ж­ден­ный вер­нуть­ся к от­верг­ну­той им тра­диц. сис­те­ме ком­по­зи­ции, в ря­де позд­них со­чи­не­ний – Ка­мер­ной сим­фо­нии для 18 ис­пол­ни­те­лей (1935), 6-й со­на­те для скрип­ки и фп. (1940), 5-м струн­ном квар­те­те (1941), 24 пре­лю­ди­ях для скрип­ки и фп. (1942) – про­де­мон­ст­ри­ро­вал не­за­уряд­ное мас­тер­ст­во.

Мн. ру­ко­пи­си Р. по­гиб­ли в 1930-х гг., в чис­ле ут­ра­чен­ных со­чи­не­ний – сим­фо­нич. по­эма «Че­ло­век и мо­ре» (по Ш. Бод­ле­ру, 1921). В те­че­ние де­ся­ти­ле­тий в СССР су­ще­ст­во­вал не­глас­ный за­прет на ис­пол­не­ние му­зы­ки Р. как «пра­во­го оп­пор­ту­ни­ста» и «вра­га на­ро­да». Муз. на­сле­дие Р. (под ред. и час­тич­но в ре­кон­ст­рук­ции му­зы­ко­ве­да М. Н. Ло­ба­но­вой) опуб­ли­ко­ва­но изд-вом «Schott» в Майн­це (Гер­ма­ния).

Лит.: Н. Ро­сла­вец: [Собр. ма­те­риа­лов] // Рус­ский аван­гард и Брян­щи­на. Брянск, 1998; Ло­ба­но­ва М. Н. А. Ро­сла­вец и куль­ту­ра его вре­ме­ни. СПб., 2011.

Вернуться к началу