РО́СЛАВЕЦ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́СЛАВЕЦ Николай Андреевич [23.12.1880(4.1.1881), Сураж Черниговской губ., ныне Брянской обл. – 23.8.1944, Москва], рос. композитор и муз. теоретик. Из семьи ж.-д. служащего. В 1912 окончил Моск. конс. как скрипач (класс И. В. Гржимали) и композитор [учился у А. А. Ильинского (контрапункт, фуга, муз. форма), М. М. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко (композиция)]. Будучи студентом, экспериментировал с атональностью (независимо от А. Шёнберга и его школы), творч. зрелостью отмечена дипломная работа – мистерия «Небо и Земля» (по Дж. Байрону, 1912). Собств. метод композиции, в основе которого лежит близкая додекафонии теория звуковых комплексов – «синтетаккордов», применил в симфонич. поэме «В часы новолуния», 1-й сонате для скрипки и фп., 1-м струнном квартете (все 1913), романсах на стихи рус. поэтов (1913–14). Был дружен с К. С. Малевичем, литераторами-футуристами (Д. Д. Бурлюком, В. В. Каменским, В. В. Маяковским и др.), при выборе текстов для вокальных сочинений нередко обращался и к поэзии символистов. Февр. революцию 1917 встретил в рядах эсеров, затем примкнул к большевикам, в 1921 вышел из ВКП(б). Эти и др. биографич. факты [его жена Наталья Алексеевна была дочерью известного моск. врача, гласного Моск. гор. думы, коллекционера А. П. Лангового (1856–1939)] Р. в дальнейшем был вынужден скрывать, с этой целью опубликовал недостоверную автобиографию «О самом себе и своём творчестве» (ж. «Современная музыка». 1924. № 5). Один из инициаторов создания Ассоциации современной музыки (АСМ; 1924), ред. ж. «Музыкальная культура» (1924). Вершинные сочинения 1920-х гг. – симфонич. поэма «Комсомолия» (1928), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1925), фп. трио (1920, 1921, 1927) и др. – отмечены монументализацией форм, «просветлением» стиля и, одновременно, распространением разработанной им системы на ритм, контрапункт и композиц. структуру.
В ст. «О псевдо-пролетарской музыке» («На путях искусства». М., 1926) выступил с критикой Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). Постепенно травля со стороны РАПМ, представлявшей «большевистскую» позицию, обернулась для Р. фактическим запретом на профессию. В 1931–33 композитор жил в Ташкенте, в 1933 вернулся в Москву, в кон. 1930-х гг. преподавал в Муз. политехникуме и на Курсах воен. капельмейстеров. Вынужденный вернуться к отвергнутой им традиц. системе композиции, в ряде поздних сочинений – Камерной симфонии для 18 исполнителей (1935), 6-й сонате для скрипки и фп. (1940), 5-м струнном квартете (1941), 24 прелюдиях для скрипки и фп. (1942) – продемонстрировал незаурядное мастерство.
Мн. рукописи Р. погибли в 1930-х гг., в числе утраченных сочинений – симфонич. поэма «Человек и море» (по Ш. Бодлеру, 1921). В течение десятилетий в СССР существовал негласный запрет на исполнение музыки Р. как «правого оппортуниста» и «врага народа». Муз. наследие Р. (под ред. и частично в реконструкции музыковеда М. Н. Лобановой) опубликовано изд-вом «Schott» в Майнце (Германия).