Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́ХЕНМАН ХЕЛЬМУТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ЛА́ХЕНМАН (Lachenmann) Хельмут (р. 27.11.1935, Штутгарт), немецкий композитор и педагог. Из семьи протестантского священника, в 1946–48 певчий в церковном хоре. В 1955–58 учился в Высшей школе музыки в Штутгарте (классы контрапункта и теории музыки И. Н. Давида, фортепиано – Ю. Уде). В 1957 посещал Дармштадтские летние курсы новой музыки, где познакомился с Л. Ноно, стажировался у него в Венеции в 1958–60. В 1963–64 в Кёльне посещал семинары К. Штокхаузена, А. Пуссёра и др. Работал в электронной студии Гентского университета (1965). Преподавал в Высшей школе музыки в Штутгарте (композицию в 1966–70 и 1981–99, теорию музыки в 1988–99), Педагогической высшей школе Людвигсбурга (композиция, 1970–76), Высшей школе музыки Ганновера (теория музыки и развитие слуха, 1976–81). С 1972 регулярно выступал с лекциями в Дармштадте, в дальнейшем – во многих странах мира.

Ранние работы Л. отмечены подражанием Б. Бартоку и О. Мессиану. Позднее он испытал сильное влияние Дж. Кейджа и Л. Ноно. С конца 1950-х гг. экспериментировал с пуантилизмом и многопараметрическими серийными моделями («Сувенир», 1959), от которых перешёл к развёртыванию оригинальной концепции т.н. инструментальной конкретной музыки («темА», 1968; «Ария», 1969; «Контракаденция», 1971); используя расширенные приёмы игры на инструментах (для которых разработал специальную нотацию), Л. придавал исключительное значение звукоизвлечению. Начиная с «Танцевальной сюиты с гимном Германии» (1979) Л. распространил свой подход на «эстетический аппарат» в целом, аналогично трактуя весь историко-институциональный контекст музыки. Наиболее полного выражения эта тенденция достигла в опере «Девочка со спичками» (на тексты Х. К. Андерсена, Г. Энслин и Леонардо да Винчи; Гамбург, 1997).

Соч.: Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995. Frankfurt, 1996.

Лит.: Helmut Lachenmann / hrsg. von U. Tadday. München, 2009.

Вернуться к началу