Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛИПЬЕ́РО ДЖАН ФРАНЧЕСКО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 660

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МАЛИПЬЕ́РО (Malipiero) Джан Фран­че­ско (18.3.1882, Ве­не­ция – 1.8.1973, Тре­ви­зо, близ Ве­не­ции), итал. ком­по­зи­тор, му­зы­ко­вед, пе­да­гог. Из се­мьи му­зы­кан­тов. С 1899 учил­ся ком­по­зи­ции и ди­рижи­ро­ва­нию у М. Э. Бос­си в Муз. ли­цее им. Б. Мар­чел­ло в Ве­не­ции, за­тем в Муз. ли­цее в Бо­ло­нье (окон­чил в 1904). Са­мо­стоя­тель­но изу­чал твор­че­ст­во ста­рин­ных итал. мас­те­ров. В 1921–24 пре­по­да­вал тео­рию му­зы­ки в конс. им. А. Бой­то в Пар­ме, в 1932–53 проф. конс. им. Б. Мар­чел­ло в Ве­не­ции (класс ком­по­зи­ции; с 1940 так­же ди­рек­тор). Сре­ди уче­ни­ков – Л. Но­но, Б. Ма­дер­на. Ав­тор бо­лее 30 опер (час­то на собств. либ­рет­то), в ко­то­рых ис­поль­зо­вал сю­же­ты Г. Д’Аннунцио («Сон осен­не­го за­ка­та», 1914), клас­сич. сю­же­ты Ев­ри­пи­да, У. Шек­спи­ра («Юлий Це­зарь», 1936; «Ан­то­ний и Кле­о­пат­ра», 1937), К. Голь­до­ни, П. Каль­де­ро­на де ла Барки. Спо­соб­ст­во­вал воз­ро­ж­де­нию итал. ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки на не­оклас­сич. ос­но­ве (см. Не­о­клас­си­цизм) в 11 сим­фо­ни­ях (1933–69), 6 кон­цер­тах для фп. с ор­ке­ст­ром, ан­самб­лях. Ис­сле­до­ва­тель, зна­ток и про­па­ган­дист ста­рин­ной итал. му­зы­ки, воз­глав­лял Итал. ин-т А. Ви­валь­ди в Сие­не (1932–40), ре­дак­тор со­б­ра­ния со­чи­не­ний К. Мон­те­вер­ди (т. 1–16, 1926–1942), под­го­то­вил из­да­ния ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний Ви­валь­ди (1947–72), «Свя­щен­ных сим­фо­ний» Дж. Габ­рие­ли (совм. с В. Фа­гот­то, 1969) и др. Ав­тор му­зы­коведч. ра­бот о Мон­те­вер­ди, Ви­валь­ди, И. Ф. Стра­вин­ском и др.

Пле­мян­ник и уче­ник М. – Рик­кар­до Ма­липь­е­ро (1914–2003), ком­по­зи­тор и му­зы­ко­вед. Ав­тор опер, кан­тат. С кон. 1940-х гг. в ин­ст­ру­мен­таль­ных ком­по­зи­ци­ях (в т. ч. 3 сим­фо­ни­ях, 1949–62) ис­поль­зо­вал се­рий­ную тех­ни­ку. Ис­сле­до­вал твор­че­ст­во И. С. Ба­ха, К. Де­бюс­си, по­пу­ля­ри­зи­ро­вал до­де­ка­фо­нию, вы­сту­пал как муз. кри­тик.

Лит.: Bontempelli M. G. F. Malipiero. Mil., 1942; Labroсa M. Malipiero, musicista ve­ne­zia­no. Venezia, 1967; Бо­го­яв­лен­ский С. Н. Ма­липь­е­ро // Му­зы­ка XX в. М., 1984. Ч. 2. Кн. 4; он же. Италь­ян­ская му­зы­ка пер­вой по­ло­ви­ны XX в. Л., 1986; Malipiero: Scrit­tura e critica. Firenze, 1984; Za­netti R. La musica italiana nel Novecento. Bus­to Arsizio, 1985. Vol. 1–3; Ки­рил­ли­на Л. В. Италь­ян­ская опе­ра пер­вой по­ло­ви­ны XX в. М., 1996; Wa­terhouse J. C. G. G. F. Malipiero. [L.], 1999.

Вернуться к началу