МАДЕ́РНА БРУНО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАДЕ́РНА (Maderna) Бруно (21.4.1920, Венеция – 13.11.1973, Дармштадт), итальянский дирижёр и композитор. В 1932 дебютировал как дирижёр-вундеркинд с оркестром миланского театра «Ла Скала». Окончил Римскую консерваторию по классу композиции А. Бустини (1940), в 1941–42 совершенствовался у Дж. Ф. Малипьеро; дирижированию учился у Антонио Гварньери в Музыкальной академии Сиены (1941) и на международных курсах Г. Шерхена (1948). Дирижировал многими симфоническими оркестрами, участвовал в международных музыкальных фестивалях (в том числе в Танглвуде). В 1955 основал (совместно с Л. Берио) Студию музыкальной фонологии в Милане – экспериментальный центр электронной музыки. В 1945–52 преподавал сольфеджио в Венецианской консерватории, с 1954 – технику современной композиции и дирижирование на Летних курсах в Дармштадте (с 1952 также дирижировал концертами Дармштадтского фестиваля), в 1967–70 – дирижирование в «Моцартеуме». С 1963 жил преимущественно в ФРГ. Среди многих аудиозаписей: симфонии № 5, 7, 9 Г. Малера, опера «Лулу» А. Берга (оригинальная редакция), опера «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (с коллективом театра «Ла Скала»); среди видеозаписей – телеверсия оперы «Воццек» А. Берга (с коллективом Гамбургской оперы).
С 1950-х гг. один из крупнейших представителей авангардизма; сочинял в технике алеаторики, додекафонии, сериализма. Среди сочинений: оперы – «Сатирикон» (по Петронию; Схевенинген, 1973), «Гиперион» («лирика в форме спектакля»; по Ф. Гёльдерлину; задумана как расширяющаяся серия сцен, 1964–69); для оркестра – «Квадривий» (1969), «Аура» (1972), «Биограмма» (1972), для солистов, хора и оркестра — Реквием (1946); электронные композиции, музыка для радиоспектаклей и драматического театра.