ШНИ́ТКЕ АЛЬФРЕД ГАРРИЕВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШНИ́ТКЕ Альфред Гарриевич (24.11.1934, Энгельс, АССР немцев Поволжья, ныне в Саратовской обл. – 3.8.1998, Гамбург; похоронен в Москве), рос. композитор, засл. деят. искусств СССР (1987). Один из лидеров мирового муз. авангардизма. Сын переводчика и журналиста Г. В. Шнитке (1914–75) и учительницы нем. языка М. И. Фогель (1910–72). В 1946–1948 жил с родителями в Вене, брал уроки игры на фп. В 1953 окончил хоровое отделение муз. уч-ща им. Октябрьской революции (ныне муз. колледж при Мос. гос. ин-те музыки им. А. Г. Шнитке), в 1958 – Моск. консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева (дипломная работа – оратория «Нагасаки»), в 1962 – аспирантуру. В 1961–72 преподавал в Моск. конс. (инструментовка и др.). Из ранней музыки лишь скрипичный (1957) и фп. (1960) концерты были позднее включены композитором в список зрелых сочинений.
В 1960-е гг. Ш. активно осваивал новые техники муз. композиции (наряду с Э. В. Денисовым, С. А. Губайдулиной, Н. Н. Каретниковым и др.); важный момент в творч. биографии Ш. – приезд в СССР Л. Ноно (1963), после которого он стал изучать сочинения К. Штокхаузена, Д. Лигети, К. Пендерецкого, В. Лютославского. В 1967 на фестивале «Варшавская осень» исполнен «Диалог» для виолончели и камерного ансамбля (1965). В 1962–68 сочинял в осн. в серийной технике и в технике сериализма: звуковысотные и ритмич. серии использованы в «Музыке для камерного оркестра» и «Музыке для фортепиано и камерного оркестра» (оба 1964). В дальнейшем Ш. применял серийную технику фрагментарно, как специальное выразительное средство, напр. во 2-м скрипичном концерте (1966). Тогда же начал работать в области киномузыки (первый опыт – музыка к ф. «Вступление», реж. И. В. Таланкин, 1963). Во 2-й пол. 1960-х гг. пришёл к центр. идее своего творчества – полистилистике, с помощью которой пытался показать многообразие муз. реальности и объединить «высокие» и «низкие» жанры. Полистилистика у Ш. проявляется в драматич. и игровом модусах; в первом случае она служит воплощению серьёзных мировоззренческих идей – как в Сонате № 2 для скрипки и фортепиано (Quasi unа Sonata; 1968), 1-й симфонии (1972); во втором – приобретает юмористич. черты, как в «Серенаде» для скрипки, кларнета, контрабаса, фп. и ударных (1968; здесь, наряду с фрагментами в серийной технике, Ш. применил элементы джаза, использовал музыку в жанрах вальса, фокстрота, польки, внедрил цитаты из классич. музыки). Термин «полистилистика», предложенный Ш. в 1971 (в докладе на Междунар. муз. конгрессе в Москве), закреплён им в ст. «Полистилистические тенденции в современной музыке» (сб. «Музыкальная культура народов. Традиции и современность», 1973). В сер. 1970-х гг. в творчестве Ш. начался «тихий период», или период «новой простоты», созвучный аналогичному направлению в музыке А. Пярта и В. В. Сильвестрова; был создан ряд сочинений медитативного характера. Образец музыки такого рода – Квинтет для фп. и струнных (1976), в котором диатоника V ч. составляет контраст с диссонантностью 4 предыдущих частей. В те же годы написаны сочинения, связанные с христианской тематикой: «Реквием» (из музыки к «Дон Карлосу» Ф. Шиллера, 1975); 2-я симфония «St. Florian», совместившая жанровые признаки симфонии и мессы (1979); 4 Гимна для инструментального ансамбля, основанные на др.-рус. распевах (1974–79); 4-я симфония, в которую включены стилизованные духовные песнопения разных христианских конфессий (1984); Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях (1987). В 1977 Ш. участвовал как клавесинист и пианист в исполнении Concerto grosso № 1 в ФРГ, Австрии и Франции, в 1988–1990 состоялись фестивали его музыки в СССР (г. Горький), Швеции (Мальмё, Гётеборг, Стокгольм), в Берлине и Лондоне.
С 1990 вёл класс композиции в гамбургской Высшей школе музыки и театра, позднее переехал в Гамбург. В позднем творчестве Ш. заметное место занимают сочинения для муз. театра: оперы «Жизнь с идиотом» (либр. Виктора В. Ерофеева; Амстердам, 1992), «Джезуальдо» (либр. Р. Блетшахера; Вена, 1995), «История доктора Иоганна Фауста» (либр. композитора и Й. Моргенера; Гамбург, 1995; муз. материал последнего акта содержится в одноим. кантате, 1983). Среди др. сочинений – Концерт для альта, Концерт для смешанного хора на слова Григора Нарекаци (оба 1985). В инструментальных и хоровых сочинениях независимо от жанра и стиля обнаруживается драматич. начало; эмоциональный уровень его драматич. концепций сопоставим с сочинениями Д. Д. Шостаковича и Г. Малера.
Среди сочинений: 10 симфоний, включая раннюю без номера (1957), № 1–9 (1972–97); концерты с оркестром – 3 для фп. (1960, 1979, 1988), 4 для скрипки (1957, новая редакция – 1962; 1966, 1978, 1984), 2 для виолончели (1986, 1990); 6 concerti grossi (1977–93); камерно-инструментальные ансамбли; музыка к фильмам (всего св. 60) – «Маленькие трагедии» (1980), «Мёртвые души» (1984; оба – реж. М. А. Швейцер), «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. В. Кара, 1994), к мультфильмам «Стеклянная гармоника» (1968), «И с вами снова я…» (1980; оба – реж. А. Ю. Хржановский), спектаклям (постановки Ю. П. Любимова в моск. Театре на Таганке).
Снято неск. документальных фильмов о жизни и творчестве Ш., среди них – «Я, немецкий композитор из России... Монолог Альфреда Шнитке» (1990, реж. М. М. Бабак).
Гос. пр. РСФСР (1986), Гос. пр. РФ (1995).