Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮБИ́МОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Хализева
Сцена из спектакля «Сказки» по Х. К. Андерсену, О. Уайльду, Ч. Диккенсу. Режиссёр Ю. П. Любимов. Московский театр на Таганке

ЛЮБИ́МОВ Юрий Петрович [17(30).9.1917, Ярославль – 5.10.2014, Москва), российский режиссёр, актёр, народный артист РФ (1992). С 1934 в студии при МХАТе 2-м (Москва). После закрытия театра в 1936 поступил в училище при Московском театре им. Евгения Вахтангова. В спектаклях этого театра сыграл Клавдио («Много шума из ничего» У. Шекспира), а также роль Связиста («Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина), в которой обратил на себя внимание В. Э. Мейерхольда; посещал его репетиции спектакля «Борис Годунов» А. С. Пушкина. По окончании училища в 1939 был призван в армию, где в 1-й пол. 1940-х гг. служил конферансье Ансамбля песни и пляски НКВД. В 1946–64 актёр Московского театра им. Евгения Вахтангова: Олег Кошевой («Молодая гвардия» по А. А. Фадееву), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Бенедикт и Ромео («Много шума из ничего» и «Ромео и Джульетта» Шекспира), Треплев («Чайка» А. П. Чехова), Моцарт («Маленькие трагедии» Пушкина), Виктор («Иркутская история» А. Н. Арбузова). Как режиссёр дебютировал в 1959, поставив пьесу «Много ли человеку надо?!» А. А. Галича (Московский театр им. Евгения Вахтангова). В 1963 со студентами Театрального училища им. Б. В. Щукина поставил дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, ошеломивший московскую публику пронзительной стилистикой площадного театра и напугавший руководство училища политической смелостью зонгов. Л. было предложено возглавить Театр драмы и комедии в Москве, включив в труппу выпускников училища. Спектаклем «Добрый человек из Сезуана» 23.4.1964 открылся Театр на Таганке, игравший заметную роль в общественной и художественной жизни страны. Одним из направлений режиссёрской деятельности Л. стал поэтический театр: «Антимиры» А. А. Вознесенского, «Павшие и живые» по стихам поэтов военных лет (оба 1965), «Послушайте!» В. В. Маяковского, «Пугачёв» С. А. Есенина (оба 1967), «Берегите ваши лица» Вознесенского (1970), «Под кожей статуи Свободы» Е. А. Евтушенко (1972), «Товарищ, верь…» по Пушкину (1973), «Владимир Высоцкий» (1981), «Евгений Онегин» Пушкина (2000), «До и после» по произведениям рус. поэтов и писателей (2003), «Идите и остановите прогресс (обэриуты)» по произведениям А. И. Введенского, Д. И. Хармса, Н. А. Заболоцкого, А. Е. Кручёных, Н. М. Олейникова (2004). Создавая синтетические спектакли, Л. тяготел к лаконизму и условности выразительных средств, броскости приёма: «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду (1965), «Жизнь Галилея» Брехта (1966), «Тартюф» Мольера (1968), «Живой» по Б. А. Можаеву (1968, 1989), «А зори здесь тихие…» по Б. Л. Васильеву и «Гамлет» Шекспира (оба 1971), «Деревянные кони» по Ф. А. Абрамову (1974), «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (1977), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (1979), «Обмен» (1976) и «Дом на набережной» (1980) по Ю. В. Трифонову, «Три сестры» Чехова (1981), «Борис Годунов» Пушкина (1982, 1988). С кон. 1960-х гг. соратником Л. стал художник Д. Л. Боровский, во многом определивший лицо театра.

В нач. 1980-х гг. был закрыт ряд спектаклей Театра на Таганке; в 1984 Л., находившегося за границей, лишили советского гражданства (возвращено в 1989). В кон. 1980-х гг. Л. возобновил режиссёрскую деятельность в Театре на Таганке, в 1991 окончательно вернулся в Россию. Среди постановок Л. конца 1980-х – 2000-х гг.: «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1989), «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана (1990), «Живаго» по Б. Л. Пастернаку (1993), «Медея» Еврипида (1995), «Марат и маркиз де Сад» П. Вайса, «Шарашка» по А. И. Солженицыну (обе 1998; в последней Л. сыграл роль Сталина), «Фауст» И. В. Гёте (2002), «Антигона» Софокла (2006), «Замок» по Ф. Кафке (2008), «Сказки» по Х. К. Андерсену, О. Уайльду, Ч. Диккенсу (2009), «Мёд» Т. Гуэрры (2010). В основе поздних спектаклей Л. – жёсткая ритмическая конструкция, сплав музыки и пластики, сочетание элементов драмы, оперы и цирка. В результате конфликта с актёрами на гастролях в Чехии в июле 2011 освобождён от должности художественного руководителя Театра на Таганке по собственному желанию. В 2012 в Театре им. Вахтангова поставил спектакль «Бесы» по Достоевскому. В московском Большом театре в 2013 поставил оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина, в московском театре «Новая опера» – оперу-буфф «Школа жён» по Мольеру. Л. много работал за рубежом, в т. ч. выступал как оперный режиссёр: «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно (1975), «Борис Годунов» (1979) и «Хованщина» (1981) М. П. Мусоргского (все в театре «Ла Скала», Милан), «Дон-Жуан» В. А. Моцарта (1982, Оперный театр, Будапешт), «Саламбо» Мусоргского (1983, театр «Сан-Карло», Неаполь; 1986, Парижская опера), «Лулу» А. Берга (1983; театр «Реджо», Турин; 1987, Оперный театр, Чикаго), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (1990, Оперный театр, Гамбург), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1990, Оперный театр, Карлсруэ; 1996, Оперный театр, Бонн), «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1991, Баварская государственная опера, Мюнхен). Снимался в фильмах «Беспокойное хозяйство», «Мичурин», «Кубанские казаки», «Композитор Глинка», «Белинский», «На подмостках сцены» и др. Исполнил роль Мольера в телеспектакле А. В. Эфроса «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1973). Государственная премия СССР (1952), Государственная премия РФ (1996). Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2000). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2007), 3-й (1997) и 4-й (2013) степеней.

Соч.: Рассказы старого трепача. М., 2001.

Лит.: Гершкович А. А. Театр на Таганке (1964–1984). М., 1993; Beumers B. Y. Lyubimov at the Taganka Theatre, 1964–1994. Amst., 1997; Мальцева О. Поэтический театр Ю. Любимова. СПб., 1999; Кречетова Р. П. Трое: Любимов. Боровский. Высоцкий. М., 2005; Абелюк Е., Леенсон Е. при участии Ю. Любимова. Таганка: Личное дело одного театра. М., 2007; Богданова П. Режиссеры-шестидесятники. М., 2010.

Вернуться к началу