ПЯРТ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЯРТ (Pärt) Арво (р. 11.9.1935, Пайде), эстонский композитор, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1978). В 1963 окончил Таллинскую консерваторию по классу Х. Эллера. В 1958–67 звукорежиссёр на Эстонском радио. Писал музыку для кинофильмов и мультфильмов. В 1980 эмигрировал в Вену (в том же году получил австрийское гражданство), с 1981 жил в Берлине, с 2010 – в Эстонии.
В поисках собственного стиля изучал григорианский хорал, средневековые органум и мотет, полифонию нидерландской школы. Сочинял в серийной технике («Некролог», 1960; «Perpetuum mobile», 1963), в технике изоритмии («Modus», 1977), фобурдона («Da pacem Domine», 2004), применял методы сонорики («Если бы Бах разводил пчёл», 1976), минимализма («Зеркало в зеркале», 1978; «Саре было 90 лет», 1990), приём коллажа («Коллаж на тему BACH», 1964; «Моцарт-Адажио», 1992) и др., однако не примкнул ни к одной из авангардных школ и в целом не поддержал радикализма, характерного для эстетики музыкального авангарда 20 в. Собственный стиль композитор метафорически назвал «тинтиннабули» (tintinnabuli; искажённое лат. tintinnabula – колокольчики), имея в виду небольшие церковные колокола и особенности их звона (призвуки). Согласно П., каждый «квант» музыкальной материи должен быть обдуман, проверен на «истинность» и, наконец, письменно зафиксирован. В простейшем случае tintinnabuli-композиция представляет собой двухголосный контрапункт, в котором каждый звук мелодической фразы гармонизуется одним из тонов ассоциированного с этой фразой большого или малого трезвучия (при этом унисон и октавные дублировки исключаются); гармонический «голос-призвук» и есть собственно tintinnabuli-голос. Сочинения П. начиная с 1976 (фортепианная пьеса «Для Алины») в той или иной степени относят к стилистике и технике «тинтиннабули».
Особенность творческой натуры П. – величайшая требовательность к себе, которая нашла выражение в многочисленных переработках собственных сочинений. Так, хоровое сочинение «Summa» на латинский текст Credo (1977) переложено для 4 продольных флейт и 2 гитар (1977), для струнного квартета, а также для струнного оркестра (оба переложения 1991), для 4 саксофонов (2009). Минималистическая инструментальная композиция «Fratres» (без указания состава, 1977) – одна из самых репертуарных у П. – к 2009 насчитывала 19 авторизованных «версий». Зрелый стиль П. также относят к поставангардной эстетике «новой простоты» (нем. neue Einfachheit), подразумевая «простоту» гармонии (расширенная тональность с опорой на трезвучие, скупо украшенное дополнительными элементами вертикали) и ритма (остинатные ритмоформулы – «паттерны»), силлабический распев текста, прозрачную моноритмическую фактуру, и шире – отказ от концертного лоска (виртуозности, резких динамических контрастов, пышной оркестровки и пр.).
В наследии П. доминирует музыка для хора либо вокального ансамбля (с сопровождением или без него) на христианские молитвословные тексты. П., крещённый в православие, отдал дань русской церковной традиции: псалмы 130 («Господи, не вознесеся сердце мое») и 116 («Хвалите Господа вси языцы») (оба 1984), «Богородице Дево радуйся» (1990), «Канон покаянный» (1997) (все сочинения на церковнославянские тексты), «Адамов плач» (на русский текст преподобного Силуана Афонского; 2009). Большинство духовных хоровых сочинений П. написано на интернациональные латинские тексты: псалмы 129 («De profundis», 1980), 50 («Miserere», 1989), «Te Deum» (1984), «Stabat mater» (1985), «Магнификат» (1989), «Nunc dimittis» (2001), «Salve regina» (2002), «Силлабическая месса» (1977), «Берлинская месса» (1992), редко – на других языках («Семь антифонов к магнификату», так называемые О-антифоны католического оффиция, в переводе на немецкий язык; 1988; «Литлморский тракт», на английский текст проповеди Дж. Г. Ньюмена, 2000). Названия многих инструментальных сочинений П. также ориентируют слушателя на духовную тематику: «Песнь Силуана» (1991), «Трисвятое» (1992) и «Плащаница» (2005) для оркестра, струнный квартет «Псалом» (1985), «Missa brevis» для 12 виолончелей (2009). Среди других сочинений: 4 симфонии (1964, 1966, 1971, 2008), Концерт для 2 скрипок с оркестром «Tabula rasa» (1977), оркестровые пьесы «Cantus памяти Б. Бриттена» (1977), «Festina lente» (1988).
В 2010 в курортном месте Лауласмаа (близ Таллина) на средства частных спонсоров открыт Центр Арво Пярта, созданный с целью сохранения архива композитора, исследования и пропаганды его творчества в разных странах.