Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЯРТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ПЯРТ (Pärt) Ар­во (р. 11.9.1935, Пай­де), эстонский ком­по­зи­тор, заслуженный дея­тель ис­кусств Эстонской ССР (1978). В 1963 окон­чил Тал­лин­скую консерваторию по клас­су Х. Эл­ле­ра. В 1958–67 зву­ко­ре­жис­сёр на Эстонском ра­дио. Писал музыку для кинофильмов и мультфильмов. В 1980 эмиг­ри­ро­вал в Ве­ну (в том же году получил австрийское гражданство), с 1981 жил в Бер­ли­не, с 2010 – в Эстонии.

В по­ис­ках собственного сти­ля изу­чал гри­го­ри­ан­ский хо­рал, средневековые ор­га­нум и мо­тет, по­ли­фо­нию ни­дер­ланд­ской шко­лы. Со­чи­нял в се­рий­ной тех­ни­ке («Нек­ро­лог», 1960; «Perpetuum mobi­le», 1963), в тех­ни­ке изо­рит­мии («Modus», 1977), фобурдона («Da pacem Domine», 2004), при­ме­нял ме­то­ды со­но­ри­ки («Ес­ли бы Бах раз­во­дил пчёл», 1976), ми­ни­ма­лиз­ма («Зеркало в зеркале», 1978; «Са­ре бы­ло 90 лет», 1990), при­ём кол­ла­жа («Кол­лаж на те­му BACH», 1964; «Мо­царт-Ада­жио», 1992) и др., од­на­ко не примк­нул ни к од­ной из аван­гард­ных школ и в це­лом не под­дер­жал ра­ди­ка­лиз­ма, ха­рак­тер­но­го для эс­те­ти­ки музыкального аван­гар­да 20 в. Собственный стиль ком­по­зи­тор ме­та­фо­ри­че­ски на­звал «тин­тин­на­бу­ли» (tintinnabuli; ис­ка­жён­ное лат. tin­tinnabula – ко­ло­коль­чи­ки), имея в ви­ду не­боль­шие цер­ков­ные ко­ло­ко­ла и осо­бен­но­сти их зво­на (при­зву­ки). Со­глас­но П., ка­ж­дый «квант» музыкальной ма­те­рии дол­жен быть об­ду­ман, про­ве­рен на «ис­тин­ность» и, на­ко­нец, пись­мен­но за­фик­си­ро­ван. В простейшем случае tintinnabuli-композиция представляет собой двухголосный контрапункт, в котором каждый звук мелодической фразы гармонизуется одним из тонов ассоциированного с этой фразой большого или малого трезвучия (при этом унисон и октавные дублировки исключаются); гармонический «голос-призвук» и есть собственно tintinnabuli-голос. Со­чи­не­ния П. на­чи­ная с 1976 (фортепианная пье­са «Для Али­ны») в той или иной степени относят к сти­листике и технике «тин­тин­на­бу­ли».

Осо­бен­ность творческой на­ту­ры П. – ве­ли­чай­шая тре­бо­ва­тель­ность к се­бе, ко­то­рая на­шла вы­ра­же­ние в мно­го­численных пе­ре­ра­бот­ках собственных со­чи­не­ний. Так, хо­ро­вое сочинение «Summa» на латинский текст Credo (1977) пе­ре­ло­же­но для 4 про­доль­ных флейт и 2 ги­тар (1977), для струн­но­го квар­те­та, а так­же для струн­но­го ор­ке­ст­ра (оба переложения 1991), для 4 сак­со­фо­нов (2009). Ми­ни­ма­ли­стическая инструментальная композиция «Fratres» (без указания состава, 1977)  –  одна из самых репертуарных у П.    к 2009 насчитывала 19 авторизованных «версий». Зре­лый стиль П. так­же относят к поставангардной эстетике «но­вой про­сто­ты» (нем. neue Ein­fachheit), под­ра­зу­ме­вая «про­сто­ту» гар­мо­нии (рас­ши­рен­ная то­наль­ность с опо­рой на тре­зву­чие, ску­по ук­ра­шен­ное допол­нительными эле­мен­та­ми вер­ти­ка­ли) и рит­ма (остинатные рит­мо­фор­му­лы – «пат­тер­ны»), сил­ла­бический рас­пев тек­ста, про­зрач­ную моноритмическую фак­ту­ру, и шире  – отказ от концертного лоска (виртуозности, резких динамических контрастов, пышной оркестровки и пр.).

В на­сле­дии П. до­ми­ни­ру­ет му­зы­ка для хо­ра ли­бо во­каль­но­го ан­самб­ля (с со­про­во­ж­де­ни­ем или без не­го) на хри­сти­ан­ские мо­лит­во­слов­ные тек­сты. П., кре­щён­ный в пра­во­сла­вие, от­дал дань русской цер­ков­ной тра­ди­ции: псал­мы 130 («Гос­по­ди, не воз­не­се­ся серд­це мое») и 116 («Хва­ли­те Гос­по­да вси язы­цы») (оба 1984), «Бо­го­ро­ди­це Де­во ра­дуй­ся» (1990), «Ка­нон по­ка­ян­ный» (1997) (все со­чи­не­ния на цер­ков­но­славянские тексты), «Адамов плач» (на русский текст преподобного Силуана Афонского; 2009). Боль­шин­ст­во ду­хов­ных хоровых со­чи­не­ний П. написано на ин­тер­на­цио­наль­ные латинские тек­сты: псал­мы 129 («De pro­fundis», 1980), 50 («Miserere», 1989), «Te Deum» (1984), «Stabat mater» (1985), «Маг­ни­фи­кат» (1989), «Nunc dimittis» (2001), «Salve regina» (2002), «Сил­ла­би­че­ская мес­са» (1977), «Бер­лин­ская мес­са» (1992), редко – на других языках («Семь антифонов к магнификату», так называемые О-антифоны католического оффиция, в переводе на немецкий язык; 1988; «Литлморский тракт», на английский текст проповеди Дж. Г. Ньюмена, 2000). На­зва­ния многих ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний П. так­же ори­ен­ти­ру­ют слу­ша­те­ля на ду­хов­ную те­матику: «Песнь Силуана» (1991), «Трис­вя­тое» (1992) и «Пла­ща­ни­ца» (2005) для ор­ке­ст­ра, струн­ный квар­тет «Пса­лом» (1985), «Missa brevis» для 12 вио­лон­че­лей (2009). Сре­ди других со­чи­не­ний: 4 сим­фо­нии (1964, 1966, 1971, 2008), Концерт для 2 скрипок с оркестром «Tabula rasa» (1977), ор­ке­ст­ро­вые пье­сы «Cantus па­мя­ти Б. Брит­те­на» (1977), «Festina lente» (1988).

В 2010 в курортном месте Лауласмаа (близ Таллина) на средства частных спонсоров открыт Центр Арво Пярта, созданный с целью сохранения архива композитора, исследования и пропаганды его творчества в разных странах.

Лит.: Не­стье­ва М. Бер­лин­ские ка­ни­ку­лы // Со­вет­ская му­зы­ка. 1990. № 12; Brauneiss L. Grundsätzliches zum Tintinnabulistil Arvo Pärts // Musiktheorie, 2001, № 16; Hillier P. Arvo Pärt. Oxford, 2002; Kautny O. A. Pärt zwischen Ost und West: Rezeptionsge­schichte. Stuttgart, 2002; A. Pärt: Die Musik des Tintinnabuli-Stils / Hrsg. von H. Conen. Köln, 2006; Токун Е. Tintinnabuli: стиль и техника // Музыкальная академия. 2007. № 1; Арво Пярт: Беседы, исследования, размышления. К., 2014.

  • ПЯРТ Арво (р. 11.9.1935), эст. композитор (2015)
Вернуться к началу