ТАЛА́НКИН ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАЛА́НКИН Игорь (наст. имя Индустрий) Васильевич (3.10.1927, Богородск Моск. губ. – 24.7.2010, Москва), рос. режиссёр, нар. арт. СССР (1988). В 1950 окончил режиссёрский ф-т моск. Театрально-музыкального уч-ща им. А. К. Глазунова (мастерская И. М. Туманова), в 1956 – ГИТИС (мастерская А. Д. Попова и М. О. Кнебель), в 1959 – Высшие курсы кинорежиссёров (см. Высшие курсы сценаристов и режиссёров) при «Мосфильме» (мастерская Ю. Я. Райзмана). В 1947–50 в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, в 1955–56 в Рус. драматич. театре Прикарпатского воен. округа (Львов). В кино дебютировал лирико-психологич. лентой «Серёжа» (1960, совм. с Г. Н. Данелией; Гран-при Мкф в Карлови-Вари, пр. Мкф в Канне). Начиная с ф. «Вступление» (1963, пр. Мкф в Венеции, пр. Мкф в Канне), рассказывающем о тыловой жизни в годы Вел. Отеч. войны, формировалась худож. манера Т., сочетавшего реализм сюжета с авторской поэтич. интонацией. Наиболее ярко это проявилось в ф. «Дневные звёзды» (1968, пр. Мкф в Венеции), представляющем биографию О. Ф. Берггольц как ряд ассоциативно-сновидч. образов. Этими чертами отмечены биографич. ф. «Чайковский» (1970, пр. Мкф в Сан-Себастьяне) и метафорич. лента об И. В. Курчатове «Выбор цели» (1976). К религ. метафизике открыто апеллировал ф. «Звездопад» (1981). Острое понимание духовного кризиса 1980-х гг. отразилось в психологич. мелодраме «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984) и в притче «Осень, Чертаново…» (1988, совм. с Д. И. Таланкиным). Экранизировал классику: «Отец Сергий» по повести Л. Н. Толстого (1978), «Бесы» по одноим. роману Ф. М. Достоевского (1992, с Д. И. Таланкиным). В традиц. реалистич. ключе снят фильм о последних днях Александра I «Незримый путешественник» (1998, совм. с Д. И. Таланкиным). Соавтор сценариев к фильмам «Материнское поле» (1968), «На исходе ночи» (1987). С 1964 руководил мастерской во ВГИКе (проф. с 1976).