Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАЛА́НКИН ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 601-602

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин
И. В. Таланкин.

ТАЛА́НКИН Игорь (наст. имя Ин­ду­ст­рий) Ва­силь­е­вич (3.10.1927, Бо­го­родск Моск. губ. – 24.7.2010, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1988). В 1950 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т моск. Те­ат­раль­но-му­зы­каль­но­го уч-ща им. А. К. Гла­зу­но­ва (мас­тер­ская И. М. Ту­ма­но­ва), в 1956 – ГИТИС (мас­тер­ская А. Д. По­по­ва и М. О. Кне­бель), в 1959 – Выс­шие кур­сы ки­но­ре­жис­сё­ров (см. Выс­шие кур­сы сце­на­ри­стов и ре­жис­сё­ров) при «Мос­филь­ме» (мас­тер­ская Ю. Я. Райз­ма­на). В 1947–50 в те­ат­раль­ной сту­дии при Двор­це куль­ту­ры ЗИЛа, в 1955–56 в Рус. дра­ма­тич. те­ат­ре При­кар­пат­ско­го во­ен. ок­ру­га (Львов). В ки­но де­бю­ти­ро­вал ли­ри­ко-пси­хо­ло­гич. лен­той «Се­рё­жа» (1960, совм. с Г. Н. Да­не­ли­ей; Гран-при Мкф в Кар­ло­ви-Ва­ри, пр. Мкф в Кан­не). На­чи­ная с ф. «Всту­п­ле­ние» (1963, пр. Мкф в Ве­не­ции, пр. Мкф в Кан­не), рас­ска­зы­ваю­щем о ты­ло­вой жиз­ни в го­ды Вел. Отеч. вой­ны, фор­ми­ро­ва­лась ху­дож. ма­не­ра Т., со­че­тав­ше­го реа­лизм сю­же­та с ав­тор­ской по­этич. ин­то­на­ци­ей. Наи­бо­лее яр­ко это про­яви­лось в ф. «Днев­ные звёз­ды» (1968, пр. Мкф в Ве­не­ции), пред­став­ляю­щем био­гра­фию О. Ф. Берг­гольц как ряд ас­со­циа­тив­но-сно­видч. об­ра­зов. Эти­ми чер­та­ми от­ме­че­ны био­гра­фич. ф. «Чай­ков­ский» (1970, пр. Мкф в Сан-Се­ба­сть­я­не) и ме­та­фо­рич. лен­та об И. В. Кур­ча­то­ве «Вы­бор це­ли» (1976). К ре­лиг. ме­та­физи­ке от­кры­то апел­ли­ро­вал ф. «Звез­до­пад» (1981). Ост­рое по­ни­ма­ние ду­хов­но­го кри­зи­са 1980-х гг. от­ра­зи­лось в пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­ме «Вре­мя от­ды­ха с суб­бо­ты до по­не­дель­ни­ка» (1984) и в прит­че «Осень, Чер­та­но­во…» (1988, совм. с Д. И. Та­лан­ки­ным). Эк­ра­ни­зи­ро­вал клас­си­ку: «Отец Сер­гий» по по­вес­ти Л. Н. Тол­сто­го (1978), «Бе­сы» по од­но­им. ро­ма­ну Ф. М. Дос­то­ев­ско­го (1992, с Д. И. Та­лан­ки­ным). В тра­диц. реа­ли­стич. клю­че снят фильм о по­след­них днях Алек­сан­д­ра I «Не­зри­мый пу­те­ше­ст­вен­ник» (1998, совм. с Д. И. Та­лан­ки­ным). Со­ав­тор сце­на­ри­ев к филь­мам «Ма­те­рин­ское по­ле» (1968), «На ис­хо­де но­чи» (1987). С 1964 ру­ко­во­дил мас­тер­ской во ВГИКе (проф. с 1976).

Лит.: Вла­ди­ми­ро­ва Е. Вер­ность (И. Та­лан­ки­ну – 50) // Эк­ран, 1977–1978. М., 1979; Ан­нин­ский Л. А. Лев Тол­стой и ки­не­ма­то­граф. М., 1980; Мед­ве­дев А. «Лишь те­перь по­ни­маю…» // Ис­кус­ст­во ки­но. 1982. № 4.

Вернуться к началу