ОДНОГОЛО́СИЕ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОДНОГОЛО́СИЕ, принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодией без сопровождения; противоположен многоголосию. Звуки координируются не только во времени, но и по высоте, однако избегаются одновременные звукосочетания (созвучия); обычен (но не обязателен) монодич. склад (монодия в 1-м значении). О. распространено в нар. музыке. В классич. европ. музыке О. встречается в сольных произведениях для одноголосных (преим. духовых) инструментов, в традиц. вокальных жанрах (Песня Хозе из оперы Ж. Бизе «Кармен», Песня Любаши из 1-го действия оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста»), как оттеняющее средство в многоголосной музыке (соло английского рожка в 3-м действии оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда»), в стилизациях (соло Дьяка во 2-м действии оперы Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»). Посредством т. н. скрытого многоголосия («скрытой полифонии») в О. можно достигнуть эффекта многоголосного полнозвучия (сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло, включающие, помимо скрытого, также реальное многоголосие; его же сюиты для виолончели соло).
С периода О. начинаются предположительно все проф. муз. культуры (григорианский хорал, знаменный распев и др. виды монодии); некоторые из них (преим. восточные, напр. макам, рага) исчерпывают себя в высокоразвитом О. В европ. традиции по мере становления многоголосных форм и жанров О. оттесняется на задний план и перестаёт существовать как самостоят. ветвь искусства. Гильом де Машо был последним из известных композиторов, писавших в жанрах одноголосной музыки (отд. «островки» О. встречаются и позднее, напр. песни мейстерзингеров). Возрождение О. на новой основе, в условиях переосмысления классич. ладов мажорно-минорной тональной системы, осуществляется в музыке 20 в. («Сиринкс» К. Дебюсси для флейты соло, 1912; Три пьесы И. Ф. Стравинского для кларнета соло, 1919).