Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОК-МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 612-613

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Ю. Шестаков

РОК-МУ́ЗЫКА (от рок-н-ролл), ком­плекс сти­лей и на­прав­ле­ний зап. поп-му­зы­ки 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. Поя­ви­лась в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1950-х гг. как эле­мент мо­ло­дёж­ной суб­куль­ту­ры. В 1960-х гг. ста­ла наи­бо­лее ак­ту­аль­ной и со­ци­аль­но зна­чи­мой об­ла­стью мас­со­вой муз. куль­ту­ры. Сти­ли­стич. ос­но­ва Р.-м. – блюз, кан­три и ран­ний ритм-энд-блюз. Эк­лек­тич­ная по при­ро­де, Р.-м. по­сто­ян­но ас­си­ми­ли­ру­ет эле­мен­ты др. сти­лей: ев­роп. ака­де­мич. му­зы­ки, джа­за, фольк­ло­ра, не­ев­ро­пей­ской проф. му­зы­ки уст­ной тра­ди­ции. К ус­той­чи­вым при­зна­кам Р.-м. от­но­сят­ся пе­сен­ная ку­плет­ная фор­ма (час­то «блю­зо­вый квад­рат»), ла­до­вая мо­даль­ность (в т. ч. «блю­зо­вый зву­ко­ряд» и ан­ге­ми­то­ни­ка), по­вы­шен­ная экс­прес­сия во­каль­но­го и ин­ст­ру­мен­таль­но­го ин­то­ни­ро­ва­ния. Для Р.-м. ха­рак­тер­ны мно­го­пла­но­вая ре­гу­ляр­ная мет­ри­ка с ак­цен­та­ми на чёт­ных до­лях так­та; ос­ти­на­то, вклю­чая крат­кие по­вто­ряю­щие­ся ин­ст­ру­мен­таль­ные мо­ти­вы (т. н. риф­фы). В Р.-м. ис­поль­зу­ет­ся элек­трич. и элек­трон­ное пре­об­ра­зо­ва­ние и уси­ле­ние зву­ка, при этом сти­ли­сти­че­ски Р.-м. рас­по­зна­ёт­ся так­же в не­адап­ти­ро­ван­ном аку­стич. зву­ча­нии. Фор­мы бы­то­ва­ния Р.-м. мно­го­об­раз­ны: от лю­би­тель­ских ан­самб­лей до групп, про­фес­сио­наль­но ра­бо­таю­щих в сис­те­мах кон­церт­ной и зву­ко­за­пи­сы­ваю­щей ин­ду­ст­рии. Осн. ис­пол­ни­тель­ский фор­мат – рок-груп­па (час­то квар­тет) с од­ним или не­сколь­ки­ми со­лис­та­ми-во­ка­ли­ста­ми (фрон­тме­на­ми). Со­ло- и ритм-ги­та­ра, бас-ги­та­ра, удар­ные об­ра­зу­ют ритм-сек­цию, так­же ис­поль­зу­ют­ся кла­виш­ные ин­ст­ру­мен­ты (фп., элек­тро­ор­ган, син­те­за­тор) и др. Уча­ст­ни­ки рок-груп­пы яв­ля­ют­ся не­ред­ко ав­то­ра­ми му­зы­ки и сти­хов ис­пол­няе­мых ком­по­зи­ций.

В от­ли­чие от ком­мерч. раз­но­вид­но­стей поп-му­зы­ки, на­це­лен­ных на воз­мож­но боль­ший ох­ват по­тен­ци­аль­ных слу­ша­те­лей, Р.-м. ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на иден­тич­но­сти и го­мо­ген­но­сти сво­ей ау­ди­то­рии. Ран­няя анг­лоя­зыч­ная Р.-м. бы­ла ад­ре­со­ва­на пре­ж­де все­го мо­ло­дёж­ной бе­лой пуб­ли­ке, от­но­ся­щей­ся пре­им. к сред­не­му клас­су (по­ко­ле­ние «бэ­би бу­ма»). Те­ма­ти­ка Р.-м. от­ли­ча­ет­ся боль­шей ши­ро­той и ост­ро­той: сек­су­аль­ная ре­во­лю­ция, со­ци­аль­ная кри­ти­ка, ра­со­вая тер­пи­мость, из­ме­нён­ное со­стоя­ние соз­на­ния, нон­кон­фор­мизм, про­тест про­тив «об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния» и др. Боль­шое зна­че­ние для функ­цио­ни­ро­ва­ния Р.-м. име­ют суб­куль­ту­ры, фор­ми­рую­щие­ся по воз­рас­тным, со­ци­аль­но-эко­но­мич., ген­дер­ным и му­зы­каль­но-вку­со­вым при­зна­кам. Ис­то­рия Р.-м. фик­си­ру­ет как по­сто­ян­ное обо­соб­ле­ние муз. суб­куль­тур, так и их ак­тив­ную ком­мер­циа­ли­за­цию. Р.-м. так­же ак­тив­но экс­плуа­ти­ру­ет мн. ро­ман­тич. идеи: рок-му­зы­кант как «ге­рой», ори­ги­наль­ность как цель творч. про­цес­са, ис­крен­ность как сви­де­тель­ст­во пси­хо­ло­гич. дос­то­вер­но­сти, мас­тер­ст­во как ху­дож. цен­ность. Боль­шое зна­че­ние в прак­ти­ке Р.-м. име­ет жи­вое кон­церт­ное ис­пол­не­ние, трак­туе­мое как не­по­сред­ст­вен­ный об­мен энер­ги­ей ме­ж­ду пуб­ли­кой и ар­ти­ста­ми.

Совр. Р.-м. пред­став­ля­ет со­бой слож­ный конг­ло­ме­рат те­че­ний, вы­де­лив­ших­ся, в ча­ст­но­сти, по при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лён­ным со­ци­аль­но-куль­тур­ным дви­же­ни­ям (пси­хо­де­лич. рок, свя­зан­ный с суб­куль­ту­рой хип­пи 1960-х гг., панк-рок, хри­сти­ан­ский рок, эмо-рок, гранж и др.), воз­рас­тной и ген­дер­ной ори­ен­ти­ро­ван­но­сти (для взрос­лых, для де­во­чек-под­ро­ст­ков и др.), ди­на­мич. ин­тен­сив­но­сти (хард-рок, софт-рок, хэ­ви-ме­тал), тех­нич. ос­на­щён­но­сти (элек­трон­ный рок, аку­стич. рок, сим­фо­нич. рок), взаи­мо­дей­ст­вию с др. муз. тра­ди­ция­ми (аф­ро-рок, ба­рок­ко-рок, фолк-рок, блюз-рок, джаз-рок, арт-рок и др.), зна­че­нию ви­зу­аль­ных эф­фек­тов (глэм-рок), по­ло­же­нию в сис­те­ме ху­дож. куль­ту­ры (аль­тер­на­тив­ный рок, про­грес­сив­ный рок, рок-аван­гард, ин­ди-рок), мес­ту в ис­то­рич. пер­спек­ти­ве («но­вая вол­на», пост-панк, пост-рок и др.), ло­ка­ли­за­ции (брит-поп). Сре­ди из­вест­ных рок-му­зы­кан­тов: груп­пы «Битлз», «Рол­линг Сто­унз», «Лед Зеп­пе­лин», «Пинк Флойд», «Ку­ин», «The Doors», «Greedence Clear­water Revival», «Deep Purple», «Sex Pis­tols», «Genesis», «The Police», «AC/DC», «Metallica», «Nirvana», «Red Hot Chili Peppers», «Oasis», «Radiohe­ad», «Tokio Hotel», ар­ти­сты Эл­вис Пре­сли, Боб Ди­лан, Джи­ми Хен­д­рикс, Дже­нис Джо­п­лин и др. В прак­ти­ке Р.-м., по­ми­мо обыч­ных для поп-му­зы­ки кон­церт­ных форм бы­то­ва­ния, есть спе­ци­фи­че­ские, в т. ч. «квар­тир­ни­ки» (аку­стич. кон­цер­ты в ка­мер­ной ау­ди­то­рии) и мно­го­днев­ные фес­ти­ва­ли на от­кры­том воз­ду­хе, са­мый зна­ме­ни­тый из них – «Вуд­сток, 1969» (Бе­тел, ок­руг Сал­ли­ван, штат Нью-Йорк, США).

В СССР Р.-м. поя­ви­лась в 1-й пол. 1960-х гг. (обо­зна­ча­лась тер­ми­ном «биг-бит», ко­то­рый обыч­но упот­реб­лял­ся по от­но­ше­нию к англ. Р.-м. нач. 1960-х гг.). Сре­ди пер­вых сов. рок-групп – «Со­кол», «Ар­го­нав­ты», «Сла­вя­не», «Ски­фы», «Ско­мо­ро­хи» (в двух по­след­них вы­сту­пал А. Б. Град­ский). Ре­пер­ту­ар пер­во­на­чаль­но со­став­ля­ли ка­вер-вер­сии зап. анг­лоя­зыч­ных пе­сен, в даль­ней­шем соз­да­ва­лись ком­по­зи­ции на рус. язы­ке. В кон. 1960-х – 1970-е гг. воз­ник­ли проф. рок-груп­пы «Ма­ши­на вре­ме­ни», «Удач­ное при­об­ре­те­ние», «Ру­би­но­вая ата­ка», «Ви­со­кос­ное ле­то», «Ав­то­граф», «Ин­те­грал», «Вос­кре­се­ние», «Ар­се­нал», «Ми­фы», «Рос­сия­не», «Санкт-Пе­тер­бург» и др. В от­ли­чие от фи­лар­мо­нич. во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ных ан­самб­лей (ВИА), куль­ти­ви­ро­вав­ших пат­рио­тич. офи­ци­оз и рег­ла­мен­ти­ро­ван­ную «гра­ж­дан­ст­вен­ную» ли­ри­ку, рок-му­зы­кан­ты ак­цен­ти­ро­ва­ли вни­ма­ние слу­ша­те­лей на нравств. про­бле­мах, ино­ска­за­тель­ной иро­нии. В 1980-х гг. им­пульс Р.-м. дал «са­мо­дея­тель­ный» рок, зна­чит. роль в про­дви­же­нии ко­то­ро­го сыг­ра­ли Ле­нингр. рок-клуб, Моск. рок-ла­бо­ра­то­рия, а так­же ре­гио­наль­ные рок-объ­е­ди­не­ния. Один из гл. мо­ти­вов Р.-м. это­го пе­рио­да – со­ци­аль­ный кри­ти­цизм и ожи­да­ние гря­ду­щих пе­ре­мен. В чис­ле по­пуляр­ных в те го­ды рок-групп – «Ак­ва­ри­ум», «Ки­но», «Зоо­парк», «Али­са», «Аук­цЫ­он», «Ноль», «ДДТ», «Зву­ки Му», «Бри­га­да С», «Бра­во», «Ага­та Кри­сти», «Нау­ти­лус Пом­пи­ли­ус», «Чай-Ф» («Чайф»), «Нас­тя», «Гра­ж­дан­ская обо­ро­на», «Ка­ли­нов мост», «Ария», «Кру­из», ав­то­ры-ис­пол­ни­те­ли – Я. С. Дя­ги­ле­ва, А. Н. Баш­ла­чёв. В пе­ри­од пе­ре­строй­ки ком­мерч. ус­пе­ха на зап. рын­ке до­бил­ся про­ект «Парк Горь­ко­го». В 1990-х гг. вы­дви­ну­лась но­вая ге­не­ра­ция рос. рок-ис­пол­ни­те­лей: Зем­фи­ра (З. Т. Ра­ма­за­но­ва), груп­пы «Му­мий Тролль», «Ноч­ные снай­пе­ры», «Сплин», «Би 2», «Ко­роль и Шут». В этот пе­ри­од ак­цент пе­ре­мес­тил­ся с со­ци­аль­ной те­ма­ти­ки на раз­вле­че­ние и ин­тим­ную ли­ри­ку. Боль­шую роль в под­держ­ке ин­те­ре­са к Р.-м. сыг­ра­ли фес­ти­ва­ли (в т. ч. «Мак­си­дром», «На­ше­ст­вие», «Рок над Вол­гой»), а так­же сред­ст­ва осу­ще­ст­в­ле­ния ком­му­ни­ка­ции (ме­диа): «Про­грам­ма А», те­ле­ка­нал «О2 ТВ», «На­ше ра­дио» и др.

Лит.: Фео­фа­нов О. А. Рок-му­зы­ка вче­ра и се­го­дня. М., 1978; Kneif Т. Rockmusik: Ein Handbuch zum kritischen Verständnis. Rein­bek bei Hamburg, 1982; Ов­чин­ни­ков Е. В. Рок-му­зы­ка. Ис­то­рия. Сти­ли. М., 1985; Wicke P., Fogg R. Rock music: culture, aesthetics and sociology. Camb., 1990; Куш­нир А. Зо­ло­тое под­по­лье. Пол­ная ил­лю­ст­ри­ро­ван­ная эн­цик­ло­пе­дия рок-сам­из­да­та, 1967–1994: Ис­то­рия, ан­то­ло­гия, биб­лио­гра­фия. Н. Нов­го­род, 1994; он же. 100 маг­ни­то­аль­бо­мов со­вет­ско­го ро­ка, 1977–1991: 15 лет под­поль­ной зву­ко­за­пи­си. М., 2003; Gracyk T. Rhythm and noise: An aesthetics of rock. Durham, 1996; Коз­лов А. С. Рок: Ис­то­ки и раз­ви­тие. М., 1998; Жи­тин­ский А. Н. Пу­те­ше­ст­вие рок-ди­ле­тан­та. СПб., 2007; Сы­ров В. Н. Сти­ле­вые ме­та­мор­фо­зы ро­ка. СПб., 2008; Га­ев­ский А. Ю. Рок Вос­точ­ной Ев­ро­пы: Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский спра­воч­ник. М., 2009; Тро­иц­кий А. К. Back in the USSR. СПб., 2009; Brackett D. The pop, rock, and soul reader: Histories and debates. 3rd ed. N. Y., 2013.

Вернуться к началу