РОК-МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОК-МУ́ЗЫКА (от рок-н-ролл), комплекс стилей и направлений зап. поп-музыки 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. Появилась в США и Великобритании в 1950-х гг. как элемент молодёжной субкультуры. В 1960-х гг. стала наиболее актуальной и социально значимой областью массовой муз. культуры. Стилистич. основа Р.-м. – блюз, кантри и ранний ритм-энд-блюз. Эклектичная по природе, Р.-м. постоянно ассимилирует элементы др. стилей: европ. академич. музыки, джаза, фольклора, неевропейской проф. музыки устной традиции. К устойчивым признакам Р.-м. относятся песенная куплетная форма (часто «блюзовый квадрат»), ладовая модальность (в т. ч. «блюзовый звукоряд» и ангемитоника), повышенная экспрессия вокального и инструментального интонирования. Для Р.-м. характерны многоплановая регулярная метрика с акцентами на чётных долях такта; остинато, включая краткие повторяющиеся инструментальные мотивы (т. н. риффы). В Р.-м. используется электрич. и электронное преобразование и усиление звука, при этом стилистически Р.-м. распознаётся также в неадаптированном акустич. звучании. Формы бытования Р.-м. многообразны: от любительских ансамблей до групп, профессионально работающих в системах концертной и звукозаписывающей индустрии. Осн. исполнительский формат – рок-группа (часто квартет) с одним или несколькими солистами-вокалистами (фронтменами). Соло- и ритм-гитара, бас-гитара, ударные образуют ритм-секцию, также используются клавишные инструменты (фп., электроорган, синтезатор) и др. Участники рок-группы являются нередко авторами музыки и стихов исполняемых композиций.
В отличие от коммерч. разновидностей поп-музыки, нацеленных на возможно больший охват потенциальных слушателей, Р.-м. акцентирует внимание на идентичности и гомогенности своей аудитории. Ранняя англоязычная Р.-м. была адресована прежде всего молодёжной белой публике, относящейся преим. к среднему классу (поколение «бэби бума»). Тематика Р.-м. отличается большей широтой и остротой: сексуальная революция, социальная критика, расовая терпимость, изменённое состояние сознания, нонконформизм, протест против «общества потребления» и др. Большое значение для функционирования Р.-м. имеют субкультуры, формирующиеся по возрастным, социально-экономич., гендерным и музыкально-вкусовым признакам. История Р.-м. фиксирует как постоянное обособление муз. субкультур, так и их активную коммерциализацию. Р.-м. также активно эксплуатирует мн. романтич. идеи: рок-музыкант как «герой», оригинальность как цель творч. процесса, искренность как свидетельство психологич. достоверности, мастерство как худож. ценность. Большое значение в практике Р.-м. имеет живое концертное исполнение, трактуемое как непосредственный обмен энергией между публикой и артистами.
Совр. Р.-м. представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся, в частности, по принадлежности к определённым социально-культурным движениям (психоделич. рок, связанный с субкультурой хиппи 1960-х гг., панк-рок, христианский рок, эмо-рок, гранж и др.), возрастной и гендерной ориентированности (для взрослых, для девочек-подростков и др.), динамич. интенсивности (хард-рок, софт-рок, хэви-метал), технич. оснащённости (электронный рок, акустич. рок, симфонич. рок), взаимодействию с др. муз. традициями (афро-рок, барокко-рок, фолк-рок, блюз-рок, джаз-рок, арт-рок и др.), значению визуальных эффектов (глэм-рок), положению в системе худож. культуры (альтернативный рок, прогрессивный рок, рок-авангард, инди-рок), месту в историч. перспективе («новая волна», пост-панк, пост-рок и др.), локализации (брит-поп). Среди известных рок-музыкантов: группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Пинк Флойд», «Куин», «The Doors», «Greedence Clearwater Revival», «Deep Purple», «Sex Pistols», «Genesis», «The Police», «AC/DC», «Metallica», «Nirvana», «Red Hot Chili Peppers», «Oasis», «Radiohead», «Tokio Hotel», артисты Элвис Пресли, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и др. В практике Р.-м., помимо обычных для поп-музыки концертных форм бытования, есть специфические, в т. ч. «квартирники» (акустич. концерты в камерной аудитории) и многодневные фестивали на открытом воздухе, самый знаменитый из них – «Вудсток, 1969» (Бетел, округ Салливан, штат Нью-Йорк, США).
В СССР Р.-м. появилась в 1-й пол. 1960-х гг. (обозначалась термином «биг-бит», который обычно употреблялся по отношению к англ. Р.-м. нач. 1960-х гг.). Среди первых сов. рок-групп – «Сокол», «Аргонавты», «Славяне», «Скифы», «Скоморохи» (в двух последних выступал А. Б. Градский). Репертуар первоначально составляли кавер-версии зап. англоязычных песен, в дальнейшем создавались композиции на рус. языке. В кон. 1960-х – 1970-е гг. возникли проф. рок-группы «Машина времени», «Удачное приобретение», «Рубиновая атака», «Високосное лето», «Автограф», «Интеграл», «Воскресение», «Арсенал», «Мифы», «Россияне», «Санкт-Петербург» и др. В отличие от филармонич. вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), культивировавших патриотич. официоз и регламентированную «гражданственную» лирику, рок-музыканты акцентировали внимание слушателей на нравств. проблемах, иносказательной иронии. В 1980-х гг. импульс Р.-м. дал «самодеятельный» рок, значит. роль в продвижении которого сыграли Ленингр. рок-клуб, Моск. рок-лаборатория, а также региональные рок-объединения. Один из гл. мотивов Р.-м. этого периода – социальный критицизм и ожидание грядущих перемен. В числе популярных в те годы рок-групп – «Аквариум», «Кино», «Зоопарк», «Алиса», «АукцЫон», «Ноль», «ДДТ», «Звуки Му», «Бригада С», «Браво», «Агата Кристи», «Наутилус Помпилиус», «Чай-Ф» («Чайф»), «Настя», «Гражданская оборона», «Калинов мост», «Ария», «Круиз», авторы-исполнители – Я. С. Дягилева, А. Н. Башлачёв. В период перестройки коммерч. успеха на зап. рынке добился проект «Парк Горького». В 1990-х гг. выдвинулась новая генерация рос. рок-исполнителей: Земфира (З. Т. Рамазанова), группы «Мумий Тролль», «Ночные снайперы», «Сплин», «Би 2», «Король и Шут». В этот период акцент переместился с социальной тематики на развлечение и интимную лирику. Большую роль в поддержке интереса к Р.-м. сыграли фестивали (в т. ч. «Максидром», «Нашествие», «Рок над Волгой»), а также средства осуществления коммуникации (медиа): «Программа А», телеканал «О2 ТВ», «Наше радио» и др.