Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОП-МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 138-139

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Ю. Шестаков

ПОП-МУ́ЗЫКА (англ. pop, сокр. от popu­lar music – по­пу­ляр­ная му­зы­ка), об­ласть мас­со­вой куль­ту­ры, ох­ва­ты­ваю­щая разл. фор­мы, жан­ры и сти­ли раз­вле­ка­тель­ной и при­клад­ной му­зы­ки 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. Сфор­ми­ро­ва­лась в США и Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1950-х гг. как важ­ней­ший эле­мент мо­ло­дёж­ной суб­куль­туры (рок-н-ролл). С кон. 1960-х гг. со­став­ля­ет б. ч. гло­баль­но­го муз. рын­ка и шоу-биз­не­са, об­ра­зуя слож­ную кон­фи­гу­ра­цию транс­на­цио­наль­ных (пре­им. ан­г­лоя­зыч­ных), на­цио­наль­ных и ло­каль­ных сег­мен­тов. Тан­це­валь­ная пес­ня как гл. жанр П.-м. ста­ла про­то­ти­пом зна­чит. час­ти ки­но- и те­ат­раль­ной му­зы­ки, совр. мю­зик­ла, по­пу­ляр­ных об­ра­бо­ток клас­си­ки и фольк­ло­ра, муз. оформ­ле­ния радио- и те­ле­эфи­ра. Эк­лек­тич­ная сти­ли­сти­ка П.-м. вби­ра­ет струк­тур­ные, рит­мич. и ин­то­нац. осо­бен­но­сти аф­ро­аме­ри­кан­ских жан­ров (блюз, джаз, тра­диц. ритм-энд-блюз), язык ев­роп. по­пу­ляр­ной му­зы­ки 19–20 вв. (гор. ро­манс, опе­рет­та, во­де­виль), эле­мен­ты разл. эт­нич. и фольк­лор­ных муз. тра­ди­ций (кан­три, рег­ги, жан­ры аф­ро­ку­бин­ской и лат.-амер. му­зы­ки и др.). П.-м. взаи­мо­дей­ст­ву­ет с др. раз­вле­ка­тель­ны­ми и при­клад­ны­ми жан­ра­ми, рок-му­зы­кой, совр. ритм-энд-блю­зом, хип-хо­пом, элек­трон­ной тан­це­валь­ной му­зы­кой. Тек­сты, как пра­ви­ло, по­свя­ще­ны люб­ви и лич­но­ст­ным взаи­мо­от­но­ше­ни­ям. Ком­по­зиц. мо­дель – ку­плет­ная фор­ма с при­пе­вом, в рит­мич. ор­га­ни­за­ции пре­об­ла­да­ет ре­гу­ляр­ная мет­ри­ка (бит). Ха­рак­тер­но зву­ко­уси­ле­ние, в т. ч. «мик­ро­фон­ное» пе­ние и спец. спо­со­бы пре­об­ра­зо­ва­ния зву­ка. Ос­но­ва ин­ст­ру­мен­та­рия – раз­но­вид­но­сти элек­тро­ги­та­ры, удар­ные ин­ст­ру­мен­ты (в т. ч. драм-ма­ши­на), син­те­за­то­ры и элек­трон­ные кла­виш­ные ин­ст­ру­мен­ты. Аран­жи­ров­ка в П.-м. мо­жет соз­да­вать­ся с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ных про­грамм без ис­поль­зо­ва­ния муз. ин­ст­ру­мен­тов. Эко­но­мич. мо­дель П.-м. фор­ми­ру­ют круп­ные зву­ко­за­пи­сы­ваю­щие ком­па­нии (т. н. мей­джо­ры). По­ми­мо ком­по­зи­то­ра и ис­пол­ни­те­ля, клю­че­вой ока­зы­ва­ет­ся про­фес­сия са­унд-про­дю­се­ра (обес­пе­чи­ва­ет ху­до­же­ст­вен­но при­вле­ка­тель­ное и ком­мер­че­ски ус­пеш­ное зву­ча­ние муз. про­дук­та).

Поя­вив­шая­ся в сер. 1950-х гг. мно­го­ка­наль­ная за­пись за­ме­ня­ет в П.-м. тра­диц. но­та­цию. Важ­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии эта­лон­ных ви­зу­аль­ных об­ра­зов П.-м. сыг­ра­ло по­яв­ле­ние спец. муз. те­ле­ка­на­лов (MTV, 1981, и др.) и про­из-во ви­део­кли­пов. Сре­ди наи­бо­лее влия­тель­ных ТВ-про­грамм – фес­ти­валь в Сан-Ре­мо (Ита­лия, транс­ли­ру­ет­ся с 1955), Ме­ж­ду­нар. кон­курс пес­ни «Ев­ро­ви­де­ние» (с 1956), а так­же фор­ма­ты те­ле­ви­де­ния 2000-х гг. («Аме­ри­кан­ский идол», «Х-фак­тор» и др.), ло­ка­ли­зо­ван­ные в ря­де стран Аме­ри­ки и Ев­ро­пы. Суб­куль­тур­ные со­об­ще­ст­ва ши­ро­ко ис­поль­зу­ют Ин­тер­нет для про­дви­же­ния не­за­ви­си­мых от шоу-биз­не­са ис­пол­ни­те­лей П.-м., а так­же соз­да­ют но­вые фор­мы ком­мерч. под­держ­ки ар­ти­стов («пла­ти, сколь­ко хо­чешь»).

Кон­церт­ная прак­ти­ка П.-м. ох­ва­ты­ва­ет мно­же­ст­во но­вых и тра­диц. форм: фес­ти­ва­ли, сбор­ные кон­цер­ты, ста­ди­он­ные, клуб­ные и за­кры­тые кор­по­ра­тив­ные вы­сту­п­ле­ния, га­ст­роль­ные ту­ры, «квар­тир­ни­ки». Совр. кон­церт П.-м. час­то пре­вра­ща­ет­ся в муль­ти­ме­дий­ное шоу с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гий 3D, све­то­ди­од­ных эк­ра­нов, раз­но­об­раз­ных све­то­вых и пи­ро­тех­нич. эф­фек­тов. П.-м. ак­тив­но под­дер­жи­ва­ет культ ар­ти­стов-звёзд – со­лис­тов и групп, сфор­ми­ро­ван­ных в т. ч. по ген­дер­но­му при­зна­ку (т. н. бойс- и гёрлс-бэн­ды). Ком­мерч. ус­пех П.-м. от­ра­жа­ет­ся в т. н. чар­тах или хит-па­ра­дах (спи­сках по­пу­ляр­но­сти), учи­ты­ваю­щих ко­ли­че­ст­во про­дан­ных пла­сти­нок, ро­та­цию в те­ле- и ра­дио­эфи­ре, плат­ные ин­тер­нет-ска­чи­ва­ния, про­смот­ры стра­ниц и про­иг­ры­ва­ния тре­ков и т. п. Наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ные чар­ты пуб­ли­ку­ют­ся в амер. ж. «Billboard». Экс­перт­ны­ми со­об­ще­ст­ва­ми уч­ре­ж­да­ют­ся спец. на­гра­ды за творч. дос­ти­же­ния в об­лас­ти П.-м., важ­ней­шая из ко­то­рых – пре­мия Амер. ака­де­мии зву­ко­запи­си «Grammy» в отд. но­ми­на­ции. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных ис­пол­ни­те­лей П.-м.: в Ве­ли­ко­бри­та­нии – груп­пы «Битлз», «Рол­линг Сто­унз», Эл­тон Джон, в Шве­ции – груп­па АББА, в США – М. Джек­сон, С. Дж. А. Джер­ма­нот­та (Ле­ди Га­га), Э. Пре­сли, С. Уан­дер, Л. В. Чик­ко­не (Ма­дон­на), в Ис­па­нии – Х. Иг­ле­си­ас, во Фран­ции – М. Ма­тьё, в Ита­лии – А. Че­лен­та­но. Для нац. и ре­гио­наль­ных рын­ков П.-м., по­ми­мо язы­ка, ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние эле­мен­тов тра­диц. му­зы­ки и фольк­ло­ра, а так­же ме­ст­но­го муз. ин­ст­ру­мен­та­рия. Сре­ди круп­ней­ших нац. рын­ков – Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия, Япо­ния, Ки­тай, Рес­пуб­ли­ка Ко­рея, Тур­ция, Ин­дия, стра­ны Лат. Аме­ри­ки и Юго-Вост. Азии.

В Рос­сии к мас­со­вым муз. жан­рам тер­мин «П.-м.» при­ме­ня­ет­ся с кон. 1980-х гг. (ра­нее ис­поль­зо­ва­лись тер­ми­ны «эс­т­ра­да», «эс­т­рад­ная му­зы­ка»). Жан­ро­вые и сти­ле­вые ис­то­ки рус­скоя­зыч­ной П.-м.: гор. пе­сен­ный фольк­лор (в т. ч. жес­то­кий ро­манс), цы­ган­ская му­зы­ка, сов. мас­со­вая пес­ня, зап. рок-му­зы­ка и П.-м., а так­же эле­мен­ты свет­ской му­зы­ки вост.-ев­роп. ев­ре­ев (ан­самб­ли клез­ме­ров). В чис­ле наи­бо­лее по­пу­ляр­ных ис­пол­ни­те­лей – Ю. М. Ан­то­нов, О. М. Газ­ма­нов, Ф. Б. Кир­ко­ров, В. Я. Ле­он­ть­ев, В. Ш. Ме­лад­зе, А. Б. Пу­га­чё­ва, С. М. Ро­та­ру. Из­вест­ность по­лу­чи­ли ком­по­зи­то­ры В. Я. Дро­быш, И. Я. Кру­той, И. И. Мат­ви­ен­ко, И. Ю. Ни­ко­ла­ев. Гл. ме­ж­ду­нар. дос­ти­же­ния рос. П.-м. свя­за­ны с ком­мерч. ус­пе­хом ду­эта «Та­ту» в Ев­ро­пе и США (2002–03) и по­бе­дой В. Н. Бе­ла­на (Ди­ма Би­лан) на кон­кур­се «Ев­ро­ви­де­ние» (2008). П.-м. на рус. тек­сты до­ми­ни­ру­ет в Бе­ло­рус­сии, в сре­де рус­скоя­зыч­ной ди­ас­по­ры За­кав­ка­зья, Ср. Азии, При­бал­ти­ки, Из­раи­ля, Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии и США.

Лит.: Das Triviale in der Literatur, Musik und bildender Kunst. Fr./M., 1972; Поп-му­зы­ка: Взгля­ды и мне­ния. Л., 1977; Wicke P., Zie­genrücker W. Rock, Pop, Jazz, Folk: Hand­buch der populären Musik. 3. Aufl. Lpz., 1987; Ко­нен В. Тре­тий пласт: Но­вые мас­со­вые жан­ры в му­зы­ке ХХ в. М., 1994; Че­ред­ни­чен­ко Т. Ти­по­ло­гия со­вет­ской мас­со­вой куль­ту­ры: Ме­ж­ду «Бреж­не­вым» и «Пу­га­че­вой». М., 1994; Clarke D. The rise and fall of popular music. N. Y., 1995; Analyzing popular music / Ed. by A. F. Moore. Camb.; N. Y., 2003; Ры­ба­ко­ва Е. Раз­ви­тие му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва эс­т­ра­ды в со­вре­мен­ной Рос­сии: Тра­ди­ции, пер­спек­ти­вы ис­сле­до­ва­ния. СПб., 2006; Frith S. Taking popular music seriously: selected essays. Alder­shot, 2007; Адор­но Т. В. Из­бран­ное: Со­цио­ло­гия му­зы­ки. СПб., 2008; Wicke P. Rock und Pop: Von E. Presley bis Lady Gaga. Münch., 2011. См. так­же лит. при ст. Рок-му­зы­ка.

Вернуться к началу