ПОП-МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОП-МУ́ЗЫКА (англ. pop, сокр. от popular music – популярная музыка), область массовой культуры, охватывающая разл. формы, жанры и стили развлекательной и прикладной музыки 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. Сформировалась в США и Великобритании в 1950-х гг. как важнейший элемент молодёжной субкультуры (рок-н-ролл). С кон. 1960-х гг. составляет б. ч. глобального муз. рынка и шоу-бизнеса, образуя сложную конфигурацию транснациональных (преим. англоязычных), национальных и локальных сегментов. Танцевальная песня как гл. жанр П.-м. стала прототипом значит. части кино- и театральной музыки, совр. мюзикла, популярных обработок классики и фольклора, муз. оформления радио- и телеэфира. Эклектичная стилистика П.-м. вбирает структурные, ритмич. и интонац. особенности афроамериканских жанров (блюз, джаз, традиц. ритм-энд-блюз), язык европ. популярной музыки 19–20 вв. (гор. романс, оперетта, водевиль), элементы разл. этнич. и фольклорных муз. традиций (кантри, регги, жанры афрокубинской и лат.-амер. музыки и др.). П.-м. взаимодействует с др. развлекательными и прикладными жанрами, рок-музыкой, совр. ритм-энд-блюзом, хип-хопом, электронной танцевальной музыкой. Тексты, как правило, посвящены любви и личностным взаимоотношениям. Композиц. модель – куплетная форма с припевом, в ритмич. организации преобладает регулярная метрика (бит). Характерно звукоусиление, в т. ч. «микрофонное» пение и спец. способы преобразования звука. Основа инструментария – разновидности электрогитары, ударные инструменты (в т. ч. драм-машина), синтезаторы и электронные клавишные инструменты. Аранжировка в П.-м. может создаваться с помощью компьютерных программ без использования муз. инструментов. Экономич. модель П.-м. формируют крупные звукозаписывающие компании (т. н. мейджоры). Помимо композитора и исполнителя, ключевой оказывается профессия саунд-продюсера (обеспечивает художественно привлекательное и коммерчески успешное звучание муз. продукта).
Появившаяся в сер. 1950-х гг. многоканальная запись заменяет в П.-м. традиц. нотацию. Важную роль в формировании эталонных визуальных образов П.-м. сыграло появление спец. муз. телеканалов (MTV, 1981, и др.) и произ-во видеоклипов. Среди наиболее влиятельных ТВ-программ – фестиваль в Сан-Ремо (Италия, транслируется с 1955), Междунар. конкурс песни «Евровидение» (с 1956), а также форматы телевидения 2000-х гг. («Американский идол», «Х-фактор» и др.), локализованные в ряде стран Америки и Европы. Субкультурные сообщества широко используют Интернет для продвижения независимых от шоу-бизнеса исполнителей П.-м., а также создают новые формы коммерч. поддержки артистов («плати, сколько хочешь»).
Концертная практика П.-м. охватывает множество новых и традиц. форм: фестивали, сборные концерты, стадионные, клубные и закрытые корпоративные выступления, гастрольные туры, «квартирники». Совр. концерт П.-м. часто превращается в мультимедийное шоу с использованием технологий 3D, светодиодных экранов, разнообразных световых и пиротехнич. эффектов. П.-м. активно поддерживает культ артистов-звёзд – солистов и групп, сформированных в т. ч. по гендерному признаку (т. н. бойс- и гёрлс-бэнды). Коммерч. успех П.-м. отражается в т. н. чартах или хит-парадах (списках популярности), учитывающих количество проданных пластинок, ротацию в теле- и радиоэфире, платные интернет-скачивания, просмотры страниц и проигрывания треков и т. п. Наиболее авторитетные чарты публикуются в амер. ж. «Billboard». Экспертными сообществами учреждаются спец. награды за творч. достижения в области П.-м., важнейшая из которых – премия Амер. академии звукозаписи «Grammy» в отд. номинации. Среди наиболее известных исполнителей П.-м.: в Великобритании – группы «Битлз», «Роллинг Стоунз», Элтон Джон, в Швеции – группа АББА, в США – М. Джексон, С. Дж. А. Джерманотта (Леди Гага), Э. Пресли, С. Уандер, Л. В. Чикконе (Мадонна), в Испании – Х. Иглесиас, во Франции – М. Матьё, в Италии – А. Челентано. Для нац. и региональных рынков П.-м., помимо языка, характерно использование элементов традиц. музыки и фольклора, а также местного муз. инструментария. Среди крупнейших нац. рынков – Германия, Франция, Италия, Япония, Китай, Республика Корея, Турция, Индия, страны Лат. Америки и Юго-Вост. Азии.
В России к массовым муз. жанрам термин «П.-м.» применяется с кон. 1980-х гг. (ранее использовались термины «эстрада», «эстрадная музыка»). Жанровые и стилевые истоки русскоязычной П.-м.: гор. песенный фольклор (в т. ч. жестокий романс), цыганская музыка, сов. массовая песня, зап. рок-музыка и П.-м., а также элементы светской музыки вост.-европ. евреев (ансамбли клезмеров). В числе наиболее популярных исполнителей – Ю. М. Антонов, О. М. Газманов, Ф. Б. Киркоров, В. Я. Леонтьев, В. Ш. Меладзе, А. Б. Пугачёва, С. М. Ротару. Известность получили композиторы В. Я. Дробыш, И. Я. Крутой, И. И. Матвиенко, И. Ю. Николаев. Гл. междунар. достижения рос. П.-м. связаны с коммерч. успехом дуэта «Тату» в Европе и США (2002–03) и победой В. Н. Белана (Дима Билан) на конкурсе «Евровидение» (2008). П.-м. на рус. тексты доминирует в Белоруссии, в среде русскоязычной диаспоры Закавказья, Ср. Азии, Прибалтики, Израиля, Германии, Великобритании и США.