Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУПЛЕ́ТНАЯ ФО́РМА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 365

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУПЛЕ́ТНАЯ ФО́РМА (стро­фи­че­ская фор­ма), са­мая рас­про­стра­нён­ная пе­сен­ная фор­ма, ос­но­ван­ная на по­вто­ре­ни­ях ку­пле­та с из­ме­няю­щим­ся тек­стом. К. ф., как пра­ви­ло, свой­ст­вен­ны про­сто­та и яс­ность строе­ния. При­су­щие К. ф. ог­ра­ни­чен­ные воз­мож­но­сти раз­ви­тия мо­гут от­час­ти пре­одо­ле­вать­ся пу­тём сбли­же­ния с ва­риа­ци­он­ной фор­мой, ко­гда все ку­пле­ты, на­чи­ная со вто­ро­го, пред­став­ля­ют со­бой разл. ви­до­из­ме­не­ния пер­во­го. К. ф. в нар. му­зы­ке су­ще­ст­ву­ет обыч­но не в чис­том ви­де, а как ку­плет­но-ва­риа­ци­он­ная. В проф. му­зы­ке из­ме­не­ния в ку­пле­тах мо­гут быть трёх ви­дов: варь­и­ро­ва­ние со­про­во­ж­де­ния без из­ме­не­ния ме­ло­дии (пес­ня Вар­лаа­ма «Как во го­ро­де то бы­ло во Ка­за­ни» в опе­ре М. П. Му­сорг­ско­го «Бо­рис Го­ду­нов»); варь­и­ро­ва­ние ме­ло­дии без су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний в со­про­во­ж­де­нии (пес­ня Ф. Шу­бер­та «Грет­хен за прял­кой»); из­ме­не­ния и в ме­ло­дии, и в со­про­во­ж­де­нии (ро­манс П. И. Чай­ков­ско­го «Я ли в по­ле да не тра­вуш­ка бы­ла»).

Лит.: Лав­рен­ть­е­ва И.  Во­каль­ные фор­мы в кур­се ана­ли­за му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. М., 1978; Ана­лиз во­каль­ных про­из­ве­де­ний. Л., 1988; Хох­лов Ю. Н. Стро­фи­че­ская пес­ня и ее раз­ви­тие от Глю­ка к Шу­бер­ту. М., 1997. См. так­же лит. при статьях Му­зы­каль­ная фор­ма, Пес­ня.

Вернуться к началу