ПЕ́СНЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́СНЯ, наиболее распространённый жанр вокальной музыки. Характерны развитая мелодия, куплетная форма с чётким строфич. строением текста и муз. повторностью. П. – основа народной музыки; принцип изложения (одноголосие, многоголосие), наличие инструментального сопровождения или его отсутствие зависят от особенностей данной локальной, нац., региональной традиции. Напр., в рус. муз. фольклоре сохранились архаич. календарные П. (колядки, веснянки и др.) с формульными напевами, малоступенными ладовыми звукорядами, элементами гетерофонии (см. в ст. Календарный фольклор) и стилистически более поздние протяжные П. с распевами слогов, долгим развёртыванием напева, 7-ступенной диатоникой (лирические песни). Во многих странах Европы с позднего Средневековья регистрируются духовные П. (как правило, анонимные, на разл. библейские темы: итал. лауда, исп. кантига, англ. кэрол, франц. ноэль, рус. духовные стихи, нем. церковная песня и др.), светские песни также издавна распространены в гор. быту (итал. ария, франц. шансон и др.). Во Франции возникли известные массовые П. «Марсельеза», «Интернационал» и др., которые приобрели статус гимна (4). В России во 2-й пол. 18 в. распространился оригинальный жанр – «российская песня» (О. А. Козловский и др.), вслед за ним в нач. 19 в. особой популярностью в гор. быту стали пользоваться «русские песни» в нар. духе и близкие им по стилистике бытовые романсы (авторы – А. А. Алябьев, П. П. Булахов, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв и мн. др.), традиция исполнения которых сохранялась в России до сер. 20 в.
В Европе эпохи романтизма увлечение поэтов и музыкантов нар. и бытовой тематикой и фольклором привело к тому, что в 19 – сер. 20 вв. композиторская П. для голоса с фп. аккомпанементом стала одним из ведущих муз. жанров (см. в ст. Камерная музыка). При этом в рус. музыке внутри камерного вокального жанра сохранились различия: в отличие от «высокого» жанра романса, П. часто имеет к.-л. фольклорную опору. Среди крупнейших композиторов – авторов П.: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Г. Малер, М. Равель, С. В. Рахманинов. П. иногда называется инструментальное произведение певучего характера, гл. обр. для фп. («песня без слов») или для солирующих инструментов с сопровождением фортепиано.
В 20–21 вв. П. – основа эстрадной музыки, киномузыки, мюзикла, рок- и поп-музыки. Специфич. отеч. разновидности – сов. массовая и лирич. П. и авторская песня.