Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́СНЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 42

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПЕ́СНЯ, наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный жанр во­каль­ной му­зы­ки. Ха­рак­тер­ны раз­ви­тая ме­ло­дия, ку­плет­ная фор­ма с чёт­ким стро­фич. строе­ни­ем тек­ста и муз. по­втор­но­стью. П. – ос­но­ва на­род­ной му­зы­ки; прин­цип из­ло­же­ния (од­но­го­ло­сие, мно­го­го­ло­сие), на­ли­чие ин­ст­ру­мен­таль­но­го со­про­во­ж­де­ния или его от­сут­ст­вие за­ви­сят от осо­бен­но­стей дан­ной ло­каль­ной, нац., ре­гио­наль­ной тра­ди­ции. Напр., в рус. муз. фольк­ло­ре со­хра­ни­лись ар­ха­ич. ка­лен­дар­ные П. (ко­ляд­ки, вес­нян­ки и др.) с фор­муль­ны­ми на­пе­ва­ми, ма­ло­сту­пен­ны­ми ла­до­вы­ми зву­ко­ря­да­ми, эле­мен­та­ми ге­те­ро­фо­нии (см. в ст. Ка­лен­дар­ный фольк­лор) и сти­ли­сти­че­ски бо­лее позд­ние про­тяж­ные П. с рас­пе­ва­ми сло­гов, дол­гим раз­вёр­ты­ва­ни­ем на­пе­ва, 7-сту­пен­ной диа­то­ни­кой (ли­ри­че­ские пес­ни). Во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся ду­хов­ные П. (как пра­ви­ло, ано­ним­ные, на разл. биб­лей­ские те­мы: итал. лау­да, исп. кан­ти­га, англ. кэ­рол, франц. но­эль, рус. ду­хов­ные сти­хи, нем. цер­ков­ная пес­ня и др.), свет­ские пес­ни так­же из­дав­на рас­про­стра­не­ны в гор. бы­ту (итал. ария, франц. шан­сон и др.). Во Фран­ции воз­ник­ли из­вест­ные мас­со­вые П. «Мар­сель­е­за», «Ин­тер­на­цио­нал» и др., ко­то­рые при­об­ре­ли ста­тус гим­на (4). В Рос­сии во 2-й пол. 18 в. рас­про­стра­нил­ся ори­ги­наль­ный жанр – «рос­сий­ская пес­ня» (О. А. Коз­лов­ский и др.), вслед за ним в нач. 19 в. осо­бой по­пу­ляр­но­стью в гор. бы­ту ста­ли поль­зо­вать­ся «рус­ские пес­ни» в нар. ду­хе и близ­кие им по сти­ли­сти­ке бы­то­вые ро­ман­сы (ав­то­ры – А. А. Алябь­ев, П. П. Бу­ла­хов, А. Е. Вар­ла­мов, А. Л. Гу­ри­лёв и мн. др.), тра­ди­ция ис­пол­не­ния ко­то­рых со­хра­ня­лась в Рос­сии до сер. 20 в.

В Ев­ро­пе эпо­хи ро­ман­тиз­ма ув­ле­че­ние по­этов и му­зы­кан­тов нар. и бы­то­вой те­ма­ти­кой и фольк­ло­ром при­ве­ло к то­му, что в 19 – сер. 20 вв. ком­по­зи­тор­ская П. для го­ло­са с фп. ак­ком­па­не­мен­том ста­ла од­ним из ве­ду­щих муз. жан­ров (см. в ст. Ка­мер­ная му­зы­ка). При этом в рус. му­зы­ке внут­ри ка­мер­но­го во­каль­но­го жан­ра со­хра­ни­лись раз­ли­чия: в от­ли­чие от «вы­со­ко­го» жан­ра ро­ман­са, П. час­то име­ет к.-л. фольк­лор­ную опо­ру. Сре­ди круп­ней­ших ком­по­зи­то­ров – ав­то­ров П.: Ф. Шу­берт, Р. Шу­ман, И. Брамс, X. Вольф, М. И. Глин­ка, А. С. Дар­го­мыж­ский, А. П. Бо­ро­дин, М. П. Му­сорг­ский, П. И. Чай­ков­ский, Г. Ма­лер, М. Ра­вель, С. В. Рах­ма­ни­нов. П. ино­гда на­зы­ва­ет­ся ин­ст­ру­мен­таль­ное про­из­ве­де­ние пе­ву­че­го ха­рак­те­ра, гл. обр. для фп. («пес­ня без слов») или для со­ли­рую­щих ин­ст­ру­мен­тов с со­про­во­ж­де­ни­ем фор­те­пиа­но.

В 20–21 вв. П. – ос­но­ва эс­т­рад­ной му­зы­ки, ки­но­му­зы­ки, мю­зик­ла, рок- и поп-му­зы­ки. Спе­ци­фич. отеч. раз­но­вид­но­сти – сов. мас­со­вая и ли­рич. П. и ав­тор­ская пес­ня.

Лит.: Асафь­ев Б. В. О рус­ской пе­сен­но­сти // Асафь­ев Б. В. Из­бран­ные тру­ды. М., 1955. Т. 4; Ва­си­на-Гросс­ман В. А. Во­каль­ные фор­мы. М., 1960; она же. Ро­ман­ти­че­ская пес­ня XIX в. М., 1966; она же. Му­зы­ка и по­эти­че­ское сло­во. М., 1972–1978. [Ч.] 1–3; Ку­ла­ков­ский Л. В. Пес­ня, ее язык, струк­ту­ра, судь­бы. М., 1962; A history of song / Ed. D. Stevens. L., 1971; Хох­лов Ю. Н. Стро­фи­че­ская пес­ня и ее раз­ви­тие от Глю­ка к Шу­бер­ту. М., 1997.

Вернуться к началу