ЛА́УДА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́УДА (итал. lauda – хвала), жанр духовной поэзии и музыки в Италии 13–16 вв. Л. создавались на итал. (реже лат.) языке; в 13–14 вв. нередко имели форму баллаты; были посвящены гл. обр. культу Богородицы, а также прославляли Иисуса Христа, святых, мир как Божие творение, христианские добродетели. Л. зародилась в Умбрии в кругу монахов-францисканцев; первой Л. на итал. яз. (умбрийском диалекте) считается «Песнь о солнце» (др. назв. «Хвала творению», ок. 1225) Франциска Ассизского, написанная ритмич. прозой и восхваляющая в качестве «братьев и сестёр» все явления мира, включая «сестру Смерть» (музыка этой Л. не сохр.). Расцвет Л. связан с нар. религ. движением сер. 13 в.: братства мирян, охваченные настроениями покаяния, экстатич. любви к Христу и Богоматери, отвращения к мирским благам, пели Л. на своих собраниях. С муз. точки зрения Л. 13 – нач. 14 вв. представляли собой одноголосные, преим. силлабические, реже развитые мелизматич. мелодии. До нас дошло ок. 200 сб-ков Л. (т. н. лаударии) того времени, из них только 2 – с музыкой: Кортонский лаударий (кон. 13 в.; 65 лауд, из них 46 – с музыкой) и Флорентийский лаударий (известен также как «Laudario Magliabechiano», нач. 14 в.; 97 лауд, из них 88 – с музыкой). Нередко Л. выполнялись как контрафактуры светских текстомузыкальных форм, при этом традиц. куртуазные мотивы и сюжеты заменялись на религиозные (напр., вместо «возлюбленной госпожи» трубадуров – «госпожа Бедность»; баллата «Блондинка-зеленщица» Ф. Ландини была перетекстована в Л. «О Иисусе Христе»). Со 2-й пол. 14 в. распространились многоголосные Л. Известна драматич. разновидность Л. с диалогами между аллегорич. персонажами: Грешником и Мадонной, Христом и Душой, Душой и Любовью. Большинство авторов поэзии и музыки в Л. анонимны. Выдающиеся образцы ср.-век. Л. создал Якопоне да Тоди; их осн. мотивы: желание души умереть вместе с Христом, жизнь Иисуса как зеркало души, плач Мадонны над Сыном; душа как невеста Христа, найденная для него ангелами; полное растворение души в Боге. В 15–16 вв. сочинялись в разл. несложных песенных формах (гл. обр. фроттола в её разновидностях). Л. выполняли функцию популярной религ. музыки до кон. 16 в. (в Тоскане этому способствовали проповеди Дж. Савонаролы, который призывал к пению лауд не только в братствах мирян, но и в церкви). Перепечатки сб-ков Л. известны вплоть до нач. 19 в.