КОЛЯ́ДКИ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЯ́ДКИ (предположительно от лат. Calendae – календы), нар. новогодние и рождественские поздравительные песни; часть обряда колядования. Один из осн. жанров календарного фольклора славян. В нар. практике, кроме названий «К.», «коляды» и т. п., используются местные названия, связанные с текстами припевов: щедровки (укр., белорус., зап.-рус.), виноградья (севернорусское и сев.-зап.-рус.), авсени, овсени, таусени (ср.-рус.) и др. Осн. содержание К. – пожелания здоровья, долголетия, приумножения семьи, величание хозяина; заклятия на урожай, приплод скота; требования подаяния и благодарение за него и др. При пожелании изобилия широко использовались гиперболы: двор и дом изображались фантастически богатыми, хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка с солнцем, дети с «частыми звёздочками». Скупым хозяевам пели угрозы. По месту исполнения различаются К.: «путевые» (или «дорожные»), «надворные» (или «подоконные»), «господарские» (исполняемые в доме) и т. п. К К. относят также песни, сопровождающие хождение ряженых «с козой», обряд осыпания дома зерном («засевалки») и т. д. Особую тематич. группу составляют К., прославляющие Богородицу и Младенца Христа («вифлеемские К.», зап.-слав. «пасторалки» и др.).
Первые рус. К. опубликованы во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (сб-ки нар. песен Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова и др.), значит. количество записей сделано во 2-й пол. 20 в. Различаются 3 осн. локальных типа рус. К. Западнорусские К. (Брянская, Смоленская области), родственные украинским и белорусским, отличаются мелодикой речитативного склада, призывными возгласами в качестве зачина, припева или рефрена; характерные припевы-пожелания: «добрый вечер», «щедрый вечер», «святый вечер». Наиболее архаич. образцы К. припевов не имеют. Основа стиха – 5-сложник, обычно удвоенный, муз. метр 3-дольный; в припеве меняются строение стиха (3- или 4-сложники) и, нередко, муз. метр (напр., «Застилай столы / клади пироги! / Святый вечер!»). Характерно 3-голосие с бурдонным нижним голосом. Северные и северо-западные К., или колядные песни (Псковская, Вологодская, Архангельская области), имеют развёрнутые повествоват. тексты, «былинную» лексику, отличаются эпич. торжественностью; наиболее распространённый припев – «виноградье красно-зелёное». В припеве метр стиха и напева может меняться. Встречаются также бесприпевные шуточные К. с ритмич. формулой плясового типа (ww]; с текстами вроде «Как пришла Коляда / наперёд Рождества»). Пение унисонное, гетерофонное. Для среднерусских К. (Рязанская, Пензенская области) типичны шуточные тексты (особенно для детских К.), плясовая ритмика. Призывный возглас «авсень!», «таусень!» и т. п. (по В. И. Далю, от «овесень» – архаич. весенние новогодние песни) находится либо в начале каждого стиха, либо служит припевом. Основа стиха – удвоенный 4-сложник. Распространено многоголосие разных типов (гетерофония, подголосочная полифония, 3-голосие аккордового склада). В некоторых др. регионах России бытуют К. смешанного типа. Напр., в К. Белгородской обл. соединяются признаки среднерусских К. и южнорусской песенной стилистики в целом.
Назв. «К.» применяется к аналогичным формам в фольклоре др. народов.