Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЛЯ́ДКИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 588

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Фраёнова, Т. В. Зуева
«Колядование в Малороссии». Картина К. А. Трутовского. 1864. Русский музей (С.-Петербург).

КОЛЯ́ДКИ (пред­по­ло­жи­тель­но от лат. Ca­lendae – ка­лен­ды), нар. но­во­год­ние и ро­ж­де­ст­вен­ские по­здра­ви­тель­ные пес­ни; часть об­ря­да ко­ля­до­ва­ния. Один из осн. жан­ров ка­лен­дар­но­го фольк­ло­ра сла­вян. В нар. прак­ти­ке, кро­ме на­зва­ний «К.», «ко­ля­ды» и т. п., ис­поль­зу­ют­ся ме­ст­ные на­зва­ния, свя­зан­ные с тек­ста­ми при­пе­вов: щед­ров­ки (укр., бе­ло­рус., зап.-рус.), ви­но­гра­дья (север­но­рус­ское и сев.-зап.-рус.), ав­се­ни, ов­се­ни, тау­се­ни (ср.-рус.) и др. Осн. со­дер­жа­ние К.  по­же­ла­ния здо­ро­вья, дол­го­ле­тия, при­ум­но­же­ния се­мьи, ве­ли­ча­ние хо­зяи­на; за­кля­тия на уро­жай, при­плод ско­та; тре­бо­ва­ния по­дая­ния и бла­го­да­ре­ние за не­го и др. При по­же­ла­нии изо­би­лия ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись ги­пер­бо­лы: двор и дом изо­бра­жа­лись фан­та­сти­че­ски бо­га­ты­ми, хо­зя­ин срав­ни­вал­ся с ме­ся­цем, хо­зяй­ка с солн­цем, де­ти с «час­ты­ми звёз­доч­ка­ми». Ску­пым хо­зяе­вам пе­ли уг­ро­зы. По ме­сту ис­пол­не­ния раз­ли­ча­ют­ся К.: «пу­те­вые» (или «до­рож­ные»), «над­вор­ные» (или «под­окон­ные»), «гос­по­дар­ские» (ис­пол­няе­мые в до­ме) и т. п. К К. от­но­сят так­же пес­ни, со­про­вож­даю­щие хож­де­ние ря­же­ных «с ко­зой», об­ряд осы­па­ния до­ма зер­ном («за­се­вал­ки») и т. д. Осо­бую те­ма­тич. груп­пу со­став­ля­ют К., про­слав­ляю­щие Бо­го­ро­ди­цу и Мла­ден­ца Хри­ста («виф­ле­ем­ские К.», зап.-слав. «па­сто­рал­ки» и др.).

Пер­вые рус. К. опуб­ли­ко­ва­ны во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. (сб-ки нар. пе­сен Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. К. Ля­до­ва и др.), зна­чит. ко­ли­че­ст­во за­пи­сей сде­ла­но во 2-й пол. 20 в. Раз­ли­ча­ют­ся 3 осн. ло­каль­ных ти­па рус. К. За­пад­но­рус­ские К. (Брян­ская, Смо­лен­ская об­лас­ти), род­ст­вен­ные ук­ра­ин­ским и бе­ло­рус­ским, от­ли­ча­ют­ся ме­ло­ди­кой ре­чи­та­тив­но­го скла­да, при­зыв­ны­ми воз­гла­са­ми в ка­че­ст­ве за­чи­на, при­пе­ва или ре­фре­на; ха­рак­тер­ные при­пе­вы-по­же­ла­ния: «до­б­рый ве­чер», «щед­рый ве­чер», «свя­тый ве­чер». Наи­бо­лее ар­ха­ич. об­раз­цы К. при­пе­вов не име­ют. Ос­но­ва сти­ха – 5-слож­ник, обыч­но уд­во­ен­ный, муз. метр 3-доль­ный; в при­пе­ве ме­ня­ют­ся строе­ние сти­ха (3- или 4-слож­ни­ки) и, не­ред­ко, муз. метр (напр., «За­сти­лай сто­лы / кла­ди пи­ро­ги! / Свя­тый ве­чер!»). Ха­рак­тер­но 3-го­ло­сие с бур­дон­ным ниж­ним го­ло­сом. Се­вер­ные и се­ве­ро-за­пад­ные К., или ко­ляд­ные пес­ни (Псков­ская, Во­ло­год­ская, Ар­хан­гель­ская об­лас­ти), име­ют раз­вёр­ну­тые по­ве­ст­во­ват. тек­сты, «бы­лин­ную» лек­си­ку, от­ли­ча­ют­ся эпич. тор­же­ст­вен­но­стью; наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ный при­пев – «ви­но­гра­дье крас­но-зе­лё­ное». В при­пе­ве метр сти­ха и на­пе­ва мо­жет ме­нять­ся. Встре­ча­ют­ся так­же бес­при­пев­ные шу­точ­ные К. с рит­мич. фор­му­лой пля­со­во­го ти­па (ww]; с тек­ста­ми вро­де «Как при­шла Ко­ля­да / на­пе­рёд Ро­ж­де­ст­ва»). Пе­ние уни­сон­ное, ге­те­ро­фон­ное. Для сред­не­рус­ских К. (Ря­зан­ская, Пен­зен­ская об­лас­ти) ти­пич­ны шу­точ­ные тек­сты (осо­бен­но для дет­ских К.), пля­со­вая рит­ми­ка. При­зыв­ный воз­глас «ав­сень!», «тау­сень!» и т. п. (по В. И. Да­лю, от «ове­сень»  ар­ха­ич. ве­сен­ние но­во­год­ние пес­ни) на­хо­дит­ся ли­бо в на­ча­ле ка­ж­до­го сти­ха, ли­бо слу­жит при­пе­вом. Ос­но­ва сти­ха – уд­во­ен­ный 4-слож­ник. Рас­про­стра­не­но мно­го­го­ло­сие раз­ных ти­пов (ге­те­ро­фо­ния, под­го­ло­соч­ная по­ли­фо­ния, 3-го­ло­сие ак­кор­до­во­го скла­да). В не­ко­то­рых др. ре­гио­нах Рос­сии бы­ту­ют К. сме­шан­но­го ти­па. Напр., в К. Бел­го­род­ской обл. со­еди­ня­ют­ся при­зна­ки сред­не­рус­ских К. и юж­но­рус­ской пе­сен­ной сти­ли­сти­ки в це­лом.

Назв. «К.» применяется к аналогич­ным формам в фольклоре др. народов.

Изд.: Ве­ли­ко­русс в сво­их пес­нях, об­ря­дах, обы­ча­ях, ве­ро­ва­ни­ях, сказ­ках, ле­ген­дах и т. п. Ма­те­риа­лы, со­б­ран­ные и при­ве­ден­ные в по­ря­док П. В. Шей­ном. СПб., 1898–1900. Т. 1. Вып. 1–2; Ко­ляд­ки та щедрівки. Зи­мо­ва об­ря­до­ва поезія тру­до­во­го ро­ку. Київ, 1965; Сви­то­ва К. Г. На­род­ные пес­ни Брян­ской об­лас­ти. М., 1966; По­эзия кре­сть­ян­ских празд­ни­ков / Вступ. ста­тья, сост., под­гот. тек­ста и прим. И. И. Зем­цов­ско­го. Л., 1970; Зімовыя песні. Калядкі і шчадроўкі. Мінск, 1975; Ка­лен­дар­но-об­ря­до­вая по­эзия си­би­ря­ков / Сост. Ф. Ф. Бо­ло­нев, М. Н. Мель­ни­ков. Но­во­сиб., 1981; Ги­ля­ро­ва Н. Но­во­год­ние по­здра­ви­тель­ные пес­ни Ря­зан­ской об­лас­ти (с ау­дио­при­ло­же­ни­ем). М., 1985; Пес­ни Псков­ской зем­ли / Сост. А. Мех­не­цов. Л., 1989. Вып. 1: Ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые пес­ни; Щу­ров В. М. Бел­го­род­ское При­ос­ко­лье. М., 1995.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Н. Ра­зы­ска­ния в об­лас­ти рус­ско­го ду­хов­но­го сти­ха. СПб., 1883. Вып. 7: Ру­мын­ские, сла­вян­ские и гре­че­ские ко­ля­ды; Чи­че­ров В. И. Зим­ний пе­ри­од рус­ско­го зем­ле­дель­че­ско­го ка­лен­да­ря ХVI–ХIХ вв. (Очер­ки по ис­то­рии на­род­ных ве­ро­ва­ний). М., 1957; Го­шов­ский В. У ис­то­ков на­род­ной му­зы­ки сла­вян. М., 1971; Зем­цов­ский И. И. Ме­ло­ди­ка ка­лен­дар­ных пе­сен. Л., 1975; Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Зим­няя ка­лен­дар­ная по­эзия за­пад­ных и вос­точ­ных сла­вян: Ге­не­зис и ти­по­ло­гия ко­ля­до­ва­ния. М., 1982.

Вернуться к началу