Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЗЛО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 424

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОЗЛО́ВСКИЙ Осип (Ио­сиф, Юзеф) Ан­то­но­вич [1757, Вар­ша­ва – 27.2(11.3).1831, С.-Пе­тер­бург], рос. ком­по­зи­тор, стат. сов. Ро­дил­ся в польск. дво­рян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ка­пел­ле вар­шав­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Cв. Яна, где со­сто­ял хо­ри­стом и ор­га­ни­стом. В 1773–86 учи­тель му­зы­ки в до­ме гр. Огинь­ских (у К. за­ни­мал­ся М. К. Огинь­ский). В 1786–96 офи­цер рус. ар­мии (уча­ст­во­вал в оса­де Оча­ко­ва и штур­ме Из­маи­ла); был за­чис­лен в сви­ту кн. Г. А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го, в 1791 пе­ре­ве­дён в С.-Пе­тер­бург. С 1799 ин­спек­тор, с 1803 ди­рек­тор му­зы­ки Ди­рек­ции имп. те­ат­ров (от­ве­чая за муз. ор­га­ни­за­цию при­двор­ных уве­се­ле­ний и тор­жеств, ру­ко­во­дил ор­кест­ра­ми, муз. спек­так­ля­ми, со­став­лял прог­рам­мы кон­цер­тов, сле­дил за под­го­тов­кой му­зы­кан­тов в те­ат­раль­ном уч-ще). В 1819 ос­та­вил служ­бу.

Стиль К. сфор­ми­ро­вал­ся под влия­ни­ем нем. (К. Ф. Э. Бах) и итал. (Дж. Сар­ти) ран­не­клас­сич. му­зы­ки, эво­лю­цио­ни­ро­вал под воз­дейст­ви­ем Л. Ке­ру­би­ни и франц. шко­лы; в со­ста­ве ор­кест­ра ком­по­зи­тор по поль­ско-рус. тра­ди­ции ис­поль­зо­вал ро­го­вую му­зы­ку, од­на­ко со вре­ме­нем от­ка­зал­ся от неё. Ге­рои­ко-пат­рио­ти­ческие по­ло­не­зы К. для ор­ке­ст­ра и хо­ра пе­ре­кли­ка­ют­ся с тор­жествен­ным оди­че­ским сти­лем русской по­эзии; из­вест­ность ком­по­зи­то­ру при­нёс по­ло­нез «Гром по­бе­ды, раз­да­вай­ся» (на стих. Г. Р. Дер­жа­ви­на, 1791), на­пи­сан­ный по слу­чаю взя­тия кре­по­сти Из­ма­ил. Сюи­та к ко­рона­ции Пав­ла I (1797) вклю­ча­ет по­ло­не­зы на те­мы из по­пу­ляр­ных опер Ф. Бьян­ки, В. А. Мо­цар­та, Дж. Паи­зи­ел­ло, И. Плейе­ля. По­ло­не­зы К., соз­дан­ные или пе­ре­ра­бо­тан­ные для фп., со­хра­ня­ли сле­ды «чувст­ви­тель­но­го» сти­ля (см. Сен­ти­мен­та­лизм), пред­вос­хи­ти­ли ро­ман­тич. на­прав­ле­ние в рус. фп. му­зы­ке («По­ло­нез-пас­то­раль»). В во­каль­ной ли­ри­ке (ок. 70 пе­сен для го­ло­са с фп. на рус., франц. и итал. тек­сты) вы­де­ля­ют­ся 36 «рос­сий­ских пе­сен» (сре­ди них – пес­ни в нар. ду­хе «Вый­ду ль в тём­ный я ле­со­чек», «Ми­лая ве­чор си­де­ла», «Пре­же­сто­кая судь­би­на», «Где, где, ах, где ук­рыть­ся»), пред­ше­ст­во­вав­ших рус. ро­ман­су. Цен­траль­ное ме­сто в твор­че­ском на­сле­дии К. за­ни­ма­ет во­каль­но-сим­фо­нич. и те­ат­раль­ная му­зы­ка. Им на­пи­са­ны Ре­к­ви­ем на по­гре­бе­ние польск. ко­ро­ля Ста­ни­сла­ва Ав­гу­ста [1798, кос­тёл Св. Ека­те­ри­ны в С.-Пе­тер­бур­ге; 2-я ред.  Тра­ур­ная мес­са (Mes­se Funеbre) на по­гре­бе­ние Алек­сан­д­ра I, 1826], Те Deum для двой­но­го хо­ра и ор­ке­ст­ра (1827?) – ред­кие в рус. му­зы­ке об­раз­цы этих жан­ров. Сре­ди ду­хов­ных со­чи­не­ний К.  кон­цер­ты «Из­ми мя, Гос­по­ди» и «Пла­чу и ры­даю» для 1 или 2 хо­ров, а ка­пел­ла (1797). Как ав­тор увер­тюр и муз. но­ме­ров к тра­ге­ди­ям «Эдип в Афи­нах» (1804) и «Фин­гал» (1805) В. А. Озе­ро­ва, «Вла­ди­сан» Я. Б. Княж­ни­на (1804, 2-я ред.  1808), «Де­бо­ра» А. А. Ша­хов­ско­го (1810), «Царь Эдип» А. Н. Гру­зин­цева (1811), «Эс­фирь» Ж. Ра­си­на в пер. П. А. Ка­те­ни­на (1816), К. свя­зал об­ра­зы и те­мы клас­си­ци­ст­ской тра­ге­дии с тра­ди­ция­ми рус. сце­нич., хо­ро­вой и ка­мер­ной му­зы­ки кон. 18 в.; уг­лу­бив и рас­ши­рив роль муз.-дра­ма­тич. дей­ст­вия, ком­по­зи­тор при­бли­зил жанр «тра­ге­дии с му­зы­кой» к опе­ре, ак­ти­ви­зи­ро­вал роль хо­ра в тра­ге­дии, по­вы­сил дра­ма­тур­гич. функ­цию ор­ке­ст­ра. Увер­тю­ры и ан­трак­ты К. под­го­то­вили поч­ву для рус. про­грамм­но­го дра­ма­тич. сим­фо­низ­ма 19 в.

Нот­ные изд.: О. А. Коз­лов­ский. Рек­ви­ем (кла­вир) / Пе­ре­ло­же­ние, ред. и пре­дисл. Ю. А. Фор­ту­на­то­ва. М., 1978; О. А. Коз­лов­ский. Ор­ке­ст­ро­вая му­зы­ка. Пар­ти­ту­ры / Публ., ред., ис­след., ком­мент. и нот­ный ка­та­лог Ю. А. Фор­ту­на­то­ва. М., 1997 (Па­мят­ни­ки рус­ско­го му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва. Вып. 11).

Лит.: Асафь­ев Б. В. Па­мят­ка о Коз­лов­ском // Му­зы­ка и му­зы­каль­ный быт ста­рой Рос­сии. Л., 1927; Про­кофь­ев В. A. О. А. Коз­лов­ский и его «Рос­сий­ские пес­ни» // Там же; Бэл­за И. Ф. Ис­то­рия поль­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры. М., 1954. Т. 1; Гра­чев П. В. О. А. Коз­лов­ский // Очер­ки по ис­то­рии рус­ской му­зы­ки 1790–1825. Л., 1956; Ле­ва­ше­ва О. Е. Пес­ни Коз­лов­ско­го // Рус­ско-поль­ские му­зы­каль­ные свя­зи. М., 1963; она же. Коз­лов­ский и рус­ский клас­си­цизм // Musica antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz, 1972; она же. Раз­ви­тие жан­ра «рос­сий­ской пес­ни» // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1984. Т. 2; Келд­ыш Ю. По­ло­не­зы Ю. Коз­лов­ско­го // Кел­дыш Ю. Очер­ки и ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии рус­ской му­зы­ки. М., 1978; Со­ко­ло­ва А. М. О. А. Коз­лов­ский // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1986. Т. 4; Огар­ко­ва Н. А. Коз­лов­ский // Му­зы­каль­ный Пе­тер­бург. Эн­ци­кло­пе­ди­чес­кий сло­варь. СПб., 2000. Т. 1: XVIII век. Кн. 2; Фор­ту­на­тов Ю. А. Лек­ции по ис­то­рии ор­кест­ро­вых сти­лей. М., 2004.

Вернуться к началу