КОЗЛО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЗЛО́ВСКИЙ Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович [1757, Варшава – 27.2(11.3).1831, С.-Петербург], рос. композитор, стат. сов. Родился в польск. дворянской семье. Образование получил в капелле варшавского кафедрального собора Cв. Яна, где состоял хористом и органистом. В 1773–86 учитель музыки в доме гр. Огиньских (у К. занимался М. К. Огиньский). В 1786–96 офицер рус. армии (участвовал в осаде Очакова и штурме Измаила); был зачислен в свиту кн. Г. А. Потёмкина-Таврического, в 1791 переведён в С.-Петербург. С 1799 инспектор, с 1803 директор музыки Дирекции имп. театров (отвечая за муз. организацию придворных увеселений и торжеств, руководил оркестрами, муз. спектаклями, составлял программы концертов, следил за подготовкой музыкантов в театральном уч-ще). В 1819 оставил службу.
Стиль К. сформировался под влиянием нем. (К. Ф. Э. Бах) и итал. (Дж. Сарти) раннеклассич. музыки, эволюционировал под воздействием Л. Керубини и франц. школы; в составе оркестра композитор по польско-рус. традиции использовал роговую музыку, однако со временем отказался от неё. Героико-патриотические полонезы К. для оркестра и хора перекликаются с торжественным одическим стилем русской поэзии; известность композитору принёс полонез «Гром победы, раздавайся» (на стих. Г. Р. Державина, 1791), написанный по случаю взятия крепости Измаил. Сюита к коронации Павла I (1797) включает полонезы на темы из популярных опер Ф. Бьянки, В. А. Моцарта, Дж. Паизиелло, И. Плейеля. Полонезы К., созданные или переработанные для фп., сохраняли следы «чувствительного» стиля (см. Сентиментализм), предвосхитили романтич. направление в рус. фп. музыке («Полонез-пастораль»). В вокальной лирике (ок. 70 песен для голоса с фп. на рус., франц. и итал. тексты) выделяются 36 «российских песен» (среди них – песни в нар. духе «Выйду ль в тёмный я лесочек», «Милая вечор сидела», «Прежестокая судьбина», «Где, где, ах, где укрыться»), предшествовавших рус. романсу. Центральное место в творческом наследии К. занимает вокально-симфонич. и театральная музыка. Им написаны Реквием на погребение польск. короля Станислава Августа [1798, костёл Св. Екатерины в С.-Петербурге; 2-я ред. – Траурная месса (Messe Funеbre) на погребение Александра I, 1826], Те Deum для двойного хора и оркестра (1827?) – редкие в рус. музыке образцы этих жанров. Среди духовных сочинений К. – концерты «Изми мя, Господи» и «Плачу и рыдаю» для 1 или 2 хоров, а капелла (1797). Как автор увертюр и муз. номеров к трагедиям «Эдип в Афинах» (1804) и «Фингал» (1805) В. А. Озерова, «Владисан» Я. Б. Княжнина (1804, 2-я ред. – 1808), «Дебора» А. А. Шаховского (1810), «Царь Эдип» А. Н. Грузинцева (1811), «Эсфирь» Ж. Расина в пер. П. А. Катенина (1816), К. связал образы и темы классицистской трагедии с традициями рус. сценич., хоровой и камерной музыки кон. 18 в.; углубив и расширив роль муз.-драматич. действия, композитор приблизил жанр «трагедии с музыкой» к опере, активизировал роль хора в трагедии, повысил драматургич. функцию оркестра. Увертюры и антракты К. подготовили почву для рус. программного драматич. симфонизма 19 в.