Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОГИ́НЬСКИЕ

Михал Казимеж Огиньский. Портрет работы А. Р. Лисевской. 1755. Исторический музей (Санок).

ОГИ́НЬСКИЕ (Ogiński), кня­зья и гра­фы, поль­ские гос. и по­ли­тич. дея­те­ли, му­зы­кан­ты. По про­ис­хо­ж­де­нию, ве­ро­ят­но, Рю­ри­ко­ви­чи (по раз­ным вер­си­ям, по­том­ки чер­ни­гов­ских или смо­лен­ских кня­зей). Ми­хал Ка­зи­меж (Ми­ха­ил Ка­зи­мир) (1728, по др. дан­ным, 1730 – 31.5.1800, Вар­ша­ва), вел. гет­ман Ли­тов­ский (1768–93). В мо­ло­до­сти на­хо­дил­ся под опе­кой дя­ди – кн. М. С. Виш­не­вецко­го. Чаш­ник ли­тов­ский (1744–48), пи­сарь поль­ный ли­тов­ский (1748–64), в 1757–61 слу­жил во франц. ар­мии, жил при дво­ре Ста­ни­сла­ва Ле­щин­ско­го в Лю­не­ви­ле и Па­ри­же. В 1764 один из кан­дида­тов на пре­стол Ре­чи По­спо­ли­той. Вое­во­да ви­лен­ский (1764–68). По его ини­циа­ти­ве и на его сред­ст­ва на­ча­то строи­тель­ст­во Огин­ско­го ка­на­ла (со­еди­нил при­ток При­пя­ти р. Ясель­да и при­ток Не­ма­на р. Ча­ра, в 1775 от­кры­то су­до­ход­ст­во, за­вер­шён в 1783, ак­тив­но ис­поль­зо­вал­ся до 1941). В 1771 пе­ре­шёл на сто­ро­ну Бар­ской кон­фе­де­ра­ции, не смог со сво­им вой­ском за­нять Не­свиж и Слуцк, в сент. 1771 раз­гром­лен от­ря­дом рос. войск под ко­манд. А. В. Су­во­ро­ва в сра­же­нии под Сто­ло­ви­ча­ми (близ г. Но­во­гру­док), по­сле че­го уе­хал в Ев­ро­пу; все его вла­де­ния в Вост. Бе­ло­рус­сии бы­ли кон­фи­ско­ва­ны (воз­вра­ще­ны в 1775). По­сле ам­ни­стии вер­нул­ся в Сло­ним, где ос­но­вал ткац­кие ма­ну­фак­ту­ры, а так­же ок. 1777 ти­по­гра­фию и ба­лет­ную шко­лу. В 1795 пос­ле 3-го раз­де­ла Ре­чи Пос­по­ли­той (см. в ст. Раз­де­лы Ре­чи Пос­по­ли­той) при­нёс при­ся­гу имп. Ека­те­ри­не II. По­след­ние го­ды жил в Вар­ша­ве.

Учил­ся иг­ре на скрип­ке (у Дж. Б. Ви­от­ти), клар­не­те и ар­фе. За­ни­мал­ся усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем пе­даль­ной ар­фы, ав­тор ста­тьи об ар­фе (1765) в «Эн­цик­лопе­дии» Ж. Д’Аламбера и Д. Дид­ро. В сво­ём по­ме­стье в Сло­ни­ме с 1771 со­дер­жал опер­ный те­атр и сим­фо­нич. ка­пел­лу, где ис­пол­ня­лись польск. (в т. ч. его соб­ст­вен­ные), итал., франц. и нем. опе­ры и сим­фо­нии. Ав­тор ко­мич. опер и пе­сен на собств. тек­сты, ба­ле­та к го­дов­щи­не ко­ро­на­ции Ста­ни­сла­ва Ав­гу­ста По­ня­тов­ско­го (пост. в 1765 в Вар­ша­ве; не сохр.), по­ло­не­зов, ма­зу­рок.

Михал Клеофас Огиньский. Портрет работы Ф. К. Фабра. 1808. Литовский художественный музей (Вильнюс).

Его пле­мян­ник Ми­хал (Ми­ха­ил) Кле­о­фас (25.9.1765, име­ние Гу­зув, близ Вар­ша­вы – 15.10.1833, Фло­рен­ция), под­скар­бий вел. ли­тов­ский (1793–1794), тайн. сов. рос. служ­бы (1810). По­лу­чил хо­ро­шее до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, в 1773–78 учил­ся му­зы­ке у О. А. Коз­лов­ско­го (скрип­ка, фп.). В даль­ней­шем брал уро­ки иг­ры на скрип­ке у Дж. Б. Ви­от­ти (1798), П. Байо (1810). Де­пу­тат Че­ты­рёх­лет­не­го сей­ма (1788–92). Меч­ник Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го (1789–93). В 1789–90 уча­ст­во­вал в пе­ре­го­во­рах с Прус­си­ей, чрез­вы­чай­ный по­слан­ник и пол­но­моч­ный мин. Ре­чи По­спо­ли­той в Гаа­ге (1790–91), в дек. 1790 – янв. 1791 ез­дил на пе­ре­го­во­ры в Лон­дон. В хо­де Поль­ско­го вос­ста­ния 1794 чл. Наи­выс­шей ли­тов. ра­ды, на свои лич­ные сред­ст­ва сфор­ми­ро­вал ба­таль­он стрел­ков, ко­то­рым ко­ман­до­вал (со­вер­шил рей­ды в Мин­скую губ. и к Ди­на­бур­гу), со­чи­нял для не­го пес­ни и мар­ши. По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния эмиг­ри­ро­вал, жил гл. обр. в итал. гос-вах, один из ли­де­ров польск. по­ли­тич. эмиг­ра­ции. В 1802 по­лу­чил раз­ре­ше­ние рос. имп. Алек­сан­д­ра I вер­нуть­ся в воз­вра­щён­ные ему вла­де­ния в Бе­ло­рус­сии, где про­жил до 1807. Се­на­тор (с 1810; с 1815 чис­лил­ся в от­пус­ке). Вы­дви­нул про­ект соз­да­ния Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го во гла­ве с вел. кн. Ека­те­ри­ной Пав­лов­ной (не реа­ли­зо­ван), вы­сту­пал за вос­ста­нов­ле­ние Поль­ши под по­кро­ви­тель­ст­вом рос. им­пе­ра­то­ра. В 1823 вы­ехал во Фло­рен­цию.

На­ря­ду с Ю. Эльс­не­ром, один из польск. му­зы­кан­тов – пред­ше­ст­вен­ни­ков Ф. Шо­пе­на. Про­сла­вил­ся как ав­тор по­ло­не­за «Про­ща­ние с Ро­ди­ной» («Pożeg­nanie Ojczyzny», на­пи­сан для фп., пред­по­ло­жи­тель­но в 1794), ко­то­рый по­ны­не ос­та­ёт­ся од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных про­из­ве­де­ний клас­сич. му­зы­ки в Рос­сии и Поль­ше (из­вес­тен как «по­ло­нез Огинь­ско­го»). Сре­ди со­чи­не­ний: для фп. в 2 и 4 ру­ки – ок. 20 по­ло­не­зов (в т. ч. «Про­ща­ние» – «Les adieux»), ма­зур­ки, валь­сы, мар­ши (в т. ч. «Марш для поль­ских ле­гио­нов в 1797»); ро­ман­сы, пес­ни; опе­ра «Зе­лис и Валь­кур, или Бо­на­парт в Каи­ре» (созд. в 1799; ис­пол­не­на в 1953 на Кра­ков­ском ра­дио).

Опуб­ли­ко­ва­ны его вос­по­ми­на­ния в 4 то­мах («Mémoires de Michel Ogiński sur la Pologne et les Polonais, depuis 1788 jusqu’а̀ la fin de 1815», 1826–27; польск. пер. 1870–73), пись­ма («Lettres sur la musique adressées а̀ un de ses amis de Flo­rence en 1825», 1828; польск. пер. 1956).

Лит.: Poźniak W. Romans wokalny w twór­czości M. Kl. Ogińskiego // Rozprawy i notatki muzykologiczne. Krakôw, 1934. Z. 1; Dora­bial­ska H. Polonez przed Chopinem. Warsz., 1938; Ciechanowiecki A. M. K. Ogiński und sein Mu­senhof zu Słonim. Köln, 1961; Бэл­за И. Ф. М.Кл. Огинь­ский. 2-е изд. М., 1974; Mi­chal­ski J., Nowak-Romanowicz A. Ogiński M. K. // Polski slownik biograficzny. Wrocław i. i., 1978. T. 23/3–23/4. Z. 98–99; Libiszowska Z., Nowak-Romanowicz A. Ogi ́nski M. K. // Ibid. T. 23/4. Z. 99; За­лус­кий А. Вре­мя и му­зы­ка М.Кл. Огин­ско­го. Минск, 1999; Ве­ра­мей­чык С. М. К. Агiнскi. Мiнск, 2008.

Вернуться к началу