КАНТИ́ГА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНТИ́ГА (исп., португ. cantiga), исп. и португ. одноголосная песня 13–14 вв. Жанровые разновидности: кантигас де амиго (женские любовные песни), кантигас де амор (мужские песни о любви), кантигас де гесте (жесты – эпич. песни), «кантигас насмешки и злословия» и др. В К. пересказываются общеевропейские сюжеты мираклей и местные анекдоты, повествуется о походах купцов в заморские страны, странствиях пилигримов, битвах христиан с неверными; значит. место занимают картины быта, нередко с сатирич. оттенком (о враче, самому себе ампутирующем ногу; о соблазнённой рыцарем монахине и др.). Б. ч. дошедших до нас песен составляют св. 420 кантиг Деве Марии, записанных при дворе короля Альфонсо X Мудрого (предположительного автора части из них) и сохранившихся в четырёх богато иллюстрированных манускриптах (кон. 13 – 1-я пол. 14 вв.; три из них содержат текст с нотами, один – только текст). Эти К., сложенные на галисийско-португ. яз. (служившем до 15 в. языком лирич. поэзии в Галисии и Португалии), рассказывают о чудесах Богородицы (кантигас де мирагре), каждая десятая К. – песнь в Её хвалу (кантига де лоор); все они содержат рефрен, строфика обнаруживает влияние исп.-араб. поэтич. формы заджаль, муз. форма – виреле (в разл. вариантах), мелодии преим. в дорийском и миксолидийском ладах, силлабич. или невменного склада, количество мелизмов невелико. Несмотря на то что ок. 20 К. идентифицированы как контрафактуры репертуара труверов и трубадуров, музыка «альфонсинских» К. в целом имеет местное происхождение. Большинство К. анонимны, среди немногих известных авторов – галисийский жонглёр (хуглар) Мартин Кодакс (Кодас; между 1240 и 1270) и португ. король-трубадур Диниш I (правил в 1279–1325).