КАЛЕНДА́РНЫЙ ФОЛЬКЛО́Р
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЕНДА́РНЫЙ ФОЛЬКЛО́Р, часть обрядового фольклора. Традиционно функционирует в календарных обрядах, частично используется вне обрядов (в быту). У славян и др. народов Европы связан с нар. аграрным календарём (сезонные работы и приуроченные к ним праздники), который в значит. мере соотнесён с церковным.
Рус. К. ф. генетически связан с фольклором др. слав. народов. Его древнейший пласт – календарные песни. На Святки пелись колядки (поздравления с Новым годом и Рождеством Христовым), подблюдные песни (сопровождали обряд гадания), игровые песни (сопровождали хороводы, игры и пляски ряженых), на Масленицу – песни встречи и проводов Масленицы, игровые, шуточные, лирические. Весенние песни: призыва весны (заклички, вешние; см. в ст. Веснянки), егорьевские (юрьевские; пелись на Юрьев день), волочебные (поздравления с весной и Пасхой); семицкие (Семик – 7-я неделя весны) и троицкие (пелись на Троицын день, завершавший Семик; те и другие связаны с гаданием на венках, поклонением берёзе, кумлением), русальные (связаны с русальной обрядностью; см. в ст. Русалии). Летне-осенние песни: купальские (на Иванов день, или Ивана Купалу), покосные, жнивные (см. также Зажинки, Дожинки). Особенно много записано песен весеннего цикла. Наиболее богаты календарными песнями земли Северо-Запада России, граничащие с Белоруссией и Украиной. До кон. 20 в. весь годовой песенный цикл сохранялся в Брянской, Смоленской областях и части районов Псковской обл. Здесь же, а также в курско-белгородской традиции юж. региона России сохранились стилевые признаки песен раннего, общего вост.-слав. типа. В некоторых песнях, сопровождавшихся обрядовыми действиями, сохранились напевы типа заклинаний (напр., в весенних закличках, купальских песнях), для наиболее архаичных песен характерны малоступенные звукоряды, отточенные ритмич. и интонац. формулы (встречаются т. н. формульные напевы), зависимость муз. ритмики от ритмики стиха (силлабич. стих с постоянными цезурами), преобладание многоголосия гетерофонного типа. Устойчивостью песенных типов отличаются масленичные обрядовые песни. Для подблюдных песен характерно распевание мн. текстов на один напев [самая известная песня – «Слава!» («Катилося зерно по бархату...»), изданная в «Собрании русских народных песен с их голосами» Н. А. Львова – И. Прача, 1790; в числе 6 святочных песен – первая публикация календарной песни с напевом]. Для брянских весенних и летних песен специфичны возгласы призывного характера («гука́нья»), связанные с изначально магич. функцией этих песен. Во всех вариантах, записанных на этнич. территории русских и у др. вост. славян, сохраняет свой ритмич. тип весенняя хороводная «А мы просо сеяли». Календарные песни также частично сохранились на Рус. Севере (колядки – «виноградья»), в центр. районах России (колядки – «овсени»; подблюдные, троицкие), Поволжье (колядки – «авсени», «таусени»; весенние обрядовые хороводы, троицкие песни; в Нижегородской и Пензенской областях – праздник проводов весны «Похороны Костромы»), в Предуралье («таусени», троицкие), на Ср. Урале (колядки, святочные игры).
В К. ф. сложился круг пословиц («Придёт Покров – девке голову покроет»; имеется в виду осенний период свадеб, приуроченный ко дню Покрова Пресвятой Богородицы), примет («Коли на св. Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерить овёс кадушкой»), советов («"Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана", – говорит пчела»), запретов («На Благовещение птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт»). К словесным жанрам К. ф. относятся также некоторые причитания, гадания, заговоры, былички, загадки.