Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЫЛИ́ЧКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 455

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. В. Зуева

БЫЛИ́ЧКА, фольк­лор­ный жанр, раз­но­вид­ность де­мо­но­ло­ги­че­ско­го рас­ска­за. Тер­мин «Б.» вве­ли в фольк­ло­ри­сти­ку бра­тья Б. М. и Ю. М. Со­ко­ло­вы, за­им­ст­во­вав его из диа­лек­та Нов­го­род­ской губ., где это сло­во обыч­но при­ла­га­ет­ся «к не­боль­шим рас­ска­зам о ле­ших, до­мо­вых, чер­тях и чер­тов­ках, по­лу­ве­ри­цах, кол­ду­нах – од­ним сло­вом, о пред­ста­ви­те­лях тём­ной, не­чис­той си­лы» («Сказ­ки и пес­ни Бе­ло­зер­ско­го края. За­пи­са­ли Бо­рис и Юрий Со­ко­ло­вы». М., 1915. С. 58). Впо­след­ст­вии ста­ли раз­ли­чать Б., где рас­сказ­чик вы­сту­па­ет как уча­ст­ник со­бы­тий, и бы­валь­щи­ны – рас­ска­зы о со­бы­ти­ях, в ко­то­рых рас­сказ­чик не участ­во­вал. В бы­валь­щи­нах пре­об­ла­да­ет тра­гич. ис­ход, то­гда как в Б. че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся спа­сён­ным вслед­ст­вие осе­не­ния се­бя кре­ст­ным зна­ме­ни­ем и про­из­не­се­ния вслух име­ни Бо­га («О Гос­по­ди!»). В Б. язы­че­ские пред­став­ле­ния со­еди­не­ны с хри­сти­ан­ски­ми. Сю­же­ты Б. стро­ят­ся на стрем­ле­нии де­мо­нич. су­ще­ст­ва при­чи­нить че­ло­ве­ку вред: ле­ший сби­ва­ет с пу­ти, до­мо­вой пу­га­ет сту­ком или при­кос­но­ве­ни­ем, во­дя­ной то­пит, ру­сал­ка ще­ко­чет до смер­ти. Вме­сте с тем де­мо­ны мо­гут быть ней­траль­ны­ми к че­лове­ку и да­же по­мо­гать ему: до­мо­вой уха­жи­ва­ет за ско­ти­ной, ле­ший ка­ча­ет ко­лы­бель за­бы­то­го в по­ле ре­бён­ка. Де­мо­ны по­яв­ля­ют­ся не­ожи­дан­но в «не­чис­тое» по­гра­нич­ное вре­мя го­да или су­ток – на Свят­ки, в ку­паль­скую ночь, в пол­день, в пол­ночь, пе­ред рас­све­том, по­сле за­ка­та солн­ца; в пус­тын­ных и опас­ных мес­тах (пус­то­ши, лес­ные деб­ри, бо­ло­та, пе­ре­крё­ст­ки без­люд­ных до­рог и др.). Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду де­мо­на­ми и людь­ми за­ни­ма­ют ведь­мы и кол­ду­ны, умею­щие по соб­ст­вен­ной во­ле всту­пать в кон­такт с не­чис­той си­лой. Нар. де­мо­но­ло­гич. рас­ска­зы на­шли от­ра­же­ние в ху­дож. ли­те­ра­ту­ре.

Лит.: Мак­си­мов С. В. Не­чис­тая, не­ве­до­мая и кре­ст­ная си­ла. СПб., 1903. М., 1989; Зи­новь­ев В. П. Жан­ро­вые осо­бен­но­сти бы­ли­чек. Ир­кутск, 1974; По­ме­ран­це­ва Э. В. Ми­фо­ло­ги­че­ские пер­со­на­жи в рус­ском фольк­ло­ре. М., 1975; Ви­но­гра­до­ва Л. Н. На­род­ная де­мо­но­ло­гия и ми­фо-ри­ту­аль­ная тра­ди­ция сла­вян. М., 2000; Кри­нич­ная Н. А. Рус­ская на­род­ная ми­фо­ло­ги­че­ская про­за: Ис­то­ки и по­ли­се­ман­тизм об­ра­зов. СПб., 2001. Т. 1.

Вернуться к началу