ПЕРЕСТРО́ЙКА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРЕСТРО́ЙКА, название, закрепившееся за внутренней и внешней политикой, которая проводилась в СССР в сер. 1980-х гг. – 1991 М. С. Горбачёвым и его сторонниками с целью преодолеть кризисные явления.
Предпосылки реформ
К сер. 1980-х гг. ситуация в СССР характеризовалась нарастанием серьёзных внутри- и внешнеполитич. проблем и трудностей. К ним относились: падение темпов экономич. роста, сохранение расточительно-затратного характера экономики, дорогостоящая гонка вооружений, в т. ч. ядерных, и как следствие непомерное давление ВПК на гражд. секторы нар. хозяйства; невысокий по сравнению с зап. странами уровень жизни сов. людей; догматизм офиц. идеологии, не реагировавшей на изменения в мире и внутри страны и всё менее воспринимавшейся молодым поколением; физическое одряхление высшего руководства; архаичная политич. система, подавлявшая гражд. активность; идеологич. давление на творч. и науч. интеллигенцию; ограничение доступа к совр. зап. культуре; растущее недовольство привилегиями номенклатуры; распространение скептич. настроений в отношении общего политич. курса; прямое (в Афганистане) и косвенное (в Африке) участие в дорогостоящих и кровопролитных конфликтах; сложные отношения фактически со всеми наиболее влиятельными государствами (США, Китай, Япония, Великобритания), что, в частности, серьёзно затрудняло внедрение в СССР новейших технологий, созданных на Западе.
Эти проблемы осознавались как требовавшие скорейшего решения двумя группами отеч. бюрократии. Одна из них – представители парт. аппарата, чьи взгляды сформировались под сильным влиянием «оттепели» сер. 1950-х – нач. 1960-х гг.; большее внимание они уделяли политич. системе и тяготели к модели «социализма с человеческим лицом», порождённой в значит. степени идеями конвергенции экономических систем теории. Для них П. означала возможность продолжить курс реформ, начатых в годы «оттепели» и затем прерванных. К др. группе принадлежали технократы – управленцы сов. экономики, которые трезво оценивали её реальное состояние, понимали, что мировой баланс сил стал меняться не в пользу Сов. Союза, отставшего от информационно-технологич. революции 1970-х гг. Возможность повышения эффективности сов. экономич. системы они видели во внедрении элементов рынка.
Вместе с тем значит. часть высшего руководства страны исходила из представления о том, что немалый инерционный запас прочности сов. социально-политич. системы и достигнутый уровень экономики, обеспечивший СССР статус одной из сверхдержав, позволят ему просуществовать в неизменном виде ещё долгие годы.
Эволюция идеологии перестройки
Первоначально как инициаторам П., так и большинству сов. людей магистральное направление перемен виделось в реформировании существовавшей в СССР социалистич. системы (стала восприниматься как искажённая по сравнению с задуманной В. И. Лениным), в «очищении социализма» от деформаций (коррупции, несправедливости в распределении материальных благ, отсутствия демократич. свобод и т. д.), освобождении общества от последствий культа личности (идея, восходившая к представлениям «шестидесятников») и негативных явлений «застойного периода», в интенсификации экономики с опорой на бо́льшую ответственность руководителей и подчинённых и особенно на ускорение науч.-технич. прогресса. Опросы обществ. мнения показывали, что даже в кон. 1980-х гг. сторонники возврата к капитализму находились в явном меньшинстве, а такие понятия, как «рынок», «частная собственность», «приоритет общечеловеческих ценностей», многими воспринимались с подозрением и недоверием и лишь к 1990 вошли в массовый оборот и приобрели позитивную окраску. Инициаторами П. была поставлена задача возвращения человека как гл. фигуры в политику, экономику и духовную сферу, преодоления его отчуждения от производства и власти, предоставления ему права свободного выбора в политике и культуре. Попытки решения этой задачи постепенно вели к видоизменению первоначальной концепции П., и она стала осознаваться её творцами как движение в сторону социал-демократич. модели устройства общества, что подразумевает рыночную, но социально ориентированную экономику, ответственное государство, политич. плюрализм и пр. В то же время гласность и демократизация, поначалу рассматривавшиеся реформаторами скорее как средства «ремонта» социализма, превратились в самодостаточные цели – в утверждение гражд. свобод и политич. демократии.
Соотношение политических сил
В ходе П. сложились три гл. политич. силы, противостояние между которыми вылилось в открытое столкновение летом – осенью 1991, закончившееся распадом государства и крушением П. Первая из них – сторонники достаточно осторожной П. общества на социал-демократич. началах, постепенного вытеснения привычного адм.-планового уклада и, с учётом влияния антирыночных настроений в обществе, «мягкого» вхождения в рынок при гарантированном сохранении социальной защиты. Вторая – охранители прежней партийно-гос. модели устройства общества. Почувствовав в начавшихся переменах угрозу своим доминирующим позициям в идейно-политич. и социально-экономич. системе, они стали всё активнее препятствовать развитию П., пытаясь свести смысл реформ к технократич. новациям, не затрагивавшим основ обществ. бытия. Третью силу представляли быстро набиравшие политич. вес радикально-либеральные элементы, выступавшие за немедленное погружение страны в нерегулируемый рынок, «шокотерапию». Они критиковали команду М. С. Горбачёва за медлительность преобразований, группировались вокруг Б. Н. Ельцина и обеспечили его победу в критич. момент П. Близки к ним были националистически настроенные политич. активисты в союзных республиках, стремившиеся под флагом критики Горбачёва добиться собств. политич. целей.
Хотя начальный импульс П. исходил от руководства страны, инициированная им динамика была поддержана движением снизу. К кон. 1980-х гг. (пик демократич. преобразований) обществ. самодеятельность приобрела массовый характер и собств. логику развития, которая определялась возникшими материальными трудностями, нараставшими нац. и социальными противоречиями в обществе и агитационным воздействием противников П. из среды радикалов. После всплеска «проперестроечной» гражд. активности 1987–89 и интеллигенция стала переходить на сторону радикальной оппозиции Горбачёву.
Основные преобразования в ходе перестройки
В духе традиций 20-го съезда КПСС реформаторы категорически осудили репрессивный сталинский режим власти как противоречащий социалистич. и демократич. идеалам и гуманистич. ценностям. За годы П. реабилитированы сотни тысяч узников ГУЛАГа. Отменена цензура. Изданы запрещённые ранее произведения мн. отеч. авторов. Снят запрет с диссидентской и эмигрантской лит-ры, люди получили свободный доступ к трудам зарубежных учёных, дореволюц. историков и философов. В СМИ появились острокритич. статьи, на телевидении – независимые программы.
Начав П. под знаком возрождения и реализации ленинских идей времён НЭПа, реформаторы позднее перешагнули их границы и перешли к глубокому преобразованию всех сфер сов. общества, в первую очередь политической. Была упразднена монополия одной идеологии и одной партии. Появилась возможность создавать др. политич. партии и организации. Впервые в истории СССР проведены свободные всеобщие альтернативные выборы в высшие органы власти. Осуществлены такие политич. права и свободы, как свобода собраний, митингов и демонстраций, вероисповедания, право на беспрепятственный выезд граждан за границу.
В экономич. сфере П. развивалась по линии постепенного демонтажа планово-адм. системы хозяйства, а также формирования инфраструктуры рыночной экономики через аренду, создание фермерских хозяйств, организацию кооперативов, предоставление экономич. самостоятельности гос. предприятиям, учреждение коммерч. банков, введение оптовой торговли и договорных цен, замену директивного планирования индикативным. Важнейшим явлением стало законодат. признание частной собственности (1990). Начали функционировать советы трудовых коллективов (СТК), проводились выборы директоров предприятий, развивалось производств. самоуправление. В стране складывалась смешанная социально ориентированная рыночная экономика.
П. дала стимул диалогу о новых принципах мироустройства. На 27-м съезде КПСС (февр. – март 1986) был выдвинут тезис о взаимосвязанности и взаимозависимости мира. Новое сов. руководство, не ограничившись миролюбивой риторикой, предложило программу перевода междунар. отношений на рельсы реального сотрудничества и выхода из «холодной войны». Сов. войска были выведены из Афганистана (1989). В 1989 лидеры СССР и США заявили на Мальте, что более не рассматривают друг друга как противников (сложный процесс преодоления взаимного недоверия двух стран начался после женевской встречи их руководителей в нояб. 1985). Главам стран Вост. Европы в начале П. было предложено взять на себя ответственность перед своими народами, позднее сформулирован принцип свободы выбора. Это предопределило отказ СССР от вмешательства в дела государств – членов Организации Варшавского договора. Идя навстречу желаниям руководителей ФРГ и США (даже несмотря на возражения Франции и Великобритании), сов. политич. руководство согласилось на реализацию плана объединения Германии, фактически означавшего присоединение ГДР к Зап. Германии. Сов. Союз отказался рассматривать региональные конфликты в Африке, Центр. Америке, Юго-Вост. Азии как объекты глобальной конфронтации, в 1990–91 занял единую с ведущими державами позицию в отношении агрессии Ирака против Кувейта. Сов. руководство внесло предложения о радикальном сокращении ядерных и обычных вооружений, заявив о готовности к обсуждению любых проблем. В 1987 и 1991 подписаны первые в истории договорённости о реальном сокращении и уничтожении ядерных вооружений (см. Ограничение стратегических вооружений). Были нормализованы сов.-кит. отношения, что положило конец длительному конфликту между двумя странами.
Противоречия и ошибки
Последовательная политика ослабления жёсткого гос. контроля над обществом из-за устойчивых социокультурных стереотипов стала многими восприниматься не как приглашение со стороны власти к диалогу и сотрудничеству, а как слабость власти, что провоцировало нападки на государство. Вместе с тем падение авторитета гос. институтов происходило и в результате нараставшего противостояния между реформаторским руководством страны и его политич. оппонентами. Прогрессирующее ослабление систем контроля, правопорядка привело к тому, что нарушение законов становилось нормой. Это, в свою очередь, породило стремление к фактич. захвату гос. собственности преступными группировками (к ним переходило и реальное влияние в экономике) и частью номенклатуры. Из-за контроля над собственностью постоянно возникали конфликты между республиканскими властями, добивавшимися перераспределения экономич. ресурсов в свою пользу, и союзным центром. Националистич. настроения захлестнули не только Прибалтику, где они уже неск. лет являлись доминирующими, но и Закавказье, распространялись в Ср. Азии, на Украине и в Молдавии. Реформаторы оказались неподготовленными к проявлениям вражды между отд. народами, власть не сумела остановить разрушит. деятельность сепаратистов. Раскол негативно сказывался на экономич. политике. Разрывались производств. связи между регионами и предприятиями. Единая система управления народно-хозяйственным комплексом постепенно разрушалась. СТК навязывали руководству предприятий, оказавшемуся в полной зависимости от них, популистские решения об увеличении заработной платы работников, что вело к росту объёма денежной массы, не обеспеченной товарами, и подстёгивало инфляцию. Заполнить рынок товарами и услугами, несмотря на программы конверсии, мешало доминирование в сов. экономике ВПК, а также обвальное падение мировых цен на энергоносители, осн. статью сов. экспорта. Возникший дефицит товаров привёл к росту цен, что ухудшило повседневную жизнь осн. массы населения. В 1990 начался, поначалу небольшой, спад произ-ва. Реформа цен (февр. 1991), предусматривавшая переход экономики на частично нерегулируемые государством цены, не дала эффекта. Социально-политич. обстановка в стране накалялась. Кредит доверия масс к П. и её лидеру оказался исчерпанным. Из-за сохранявшегося сильного консервативного течения в верхах КПСС политич. руководство страны нередко запаздывало с принятием назревших социально-экономич. и политич. решений. К наиболее серьёзным противоречиям П. относилось намерение реформаторского руководства провести полную демократизацию общества и вместе с тем понимание им реальной роли КПСС, неразрывно связанной и переплетённой с государством. Ослабление партии грозило прогрессирующим параличом государства.
Крушение перестройки
Критические последствия для П. имел срыв двух проектов в результате Августовского кризиса 1991. Один из них – проект реформирования КПСС, чтобы на её базе осуществить организационное оформление партии социал-демократич. типа и создать таким образом устойчивую массовую политич. структуру для поддержки П. и сохранения государственности (на июльском 1991 Пленуме ЦК КПСС эта идея была положена в основу политич. линии; к несостоявшемуся 29-му съезду КПСС разработан новый, по сути социал-демократич. план реформирования этой партии). Второй проект – создание нового федеративного гос. устройства СССР, предполагал расширение полномочий республик в рамках союзного государства. В авг. 1991, накануне подписания согласованного с большинством сов. республик Союзного договора, противники П. предприняли попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва от власти, чтобы повернуть страну к доперестроечным временам. Сопротивление демократич. и либеральных сил сорвало эти планы. Но в итоге на волне сопротивления путчистам перевес получили радикально-либеральные политики, а в противостоянии с Президентом СССР окрепли позиции руководителей союзных республик, особенно РСФСР. В декабре того же года, вновь накануне подписания нового варианта Союзного договора, который предусматривал создание конфедерации сов. республик, Б. Н. Ельцин, стремившийся к единоличной власти в РСФСР, а также руководители Украины и Белоруссии Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич, разделявшие взгляды националистически настроенных элит, подписали вопреки итогам Всесоюзного референдума о сохранении СССР (17.3.1991) Беловежские соглашения 1991 и уведомили Горбачёва о прекращении существования СССР и института Президента СССР. После нескольких безуспешных попыток предотвратить распад государства Горбачёв 25.12.1991 заявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. С его уходом и роспуском Сов. Союза П. была искусственно прервана.
П. остаётся предметом острых дискуссий. Однако кардинальные различия в оценках и интерпретациях не ставят под сомнение её статус важнейшего события кон. 20 в. Поворот был совершён не только в отечественной, но и в мировой истории.