ОГРАНИЧЕ́НИЕ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ
-
Рубрика: Военное дело
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОГРАНИЧЕ́НИЕ СТРАТЕГИ́ЧЕСКИХ ВООРУЖЕ́НИЙ (ОСВ), один из ключевых принципов и направлений совр. мировой политики, который заключается в ограничении стратегич. вооружений определённым количественным лимитом. ОСВ имеет целью упрочнение международной безопасности и предотвращение воен. угрозы и представляет собой средство противодействия соперничеству государств в области накопления и совершенствования вооружений. Установление такого лимита может быть осуществлено путём непревышения существующего или сокращения стратегич. вооружений до нового, более низкого уровня ОСВ; по своему характеру может быть не только качественным, но и количественным (напр., установление запрета на новые типы стратегич. вооружений). Как наиболее радикальную форму ОСВ можно представить ликвидацию на взаимной основе тех или иных согласованных видов вооружений. По назначению стратегич. вооружения подразделяют на стратегич. наступательные (ударные) и стратегич. оборонительные. В состав стратегич. наступат. вооружений (СНВ) входят наземные ракетные комплексы с межконтинентальными баллистич. ракетами (МБР) стационарного и мобильного базирования, ракетные ПЛ стратегич. назначения с баллистич. ракетами подводных лодок (БРПЛ) и стратегич. (тяжёлые) бомбардировщики (ТБ), оснащённые стратегич. крылатыми ракетами (КР) и авиац. бомбами. К стратегич. оборонит. вооружениям относятся комплексы и системы противоракетной обороны (ПРО), средства ПВО, противолодочной обороны и ракетно-космич. обороны, предназначенные для поражения стратегич. ракет и средств их базирования. Основу совр. стратегич. вооружений составляет ядерное оружие (ЯО). Иногда к стратегич. вооружениям относят и высокоточное оружие в обычном снаряжении, применяемое для поражения стратегически важных объектов.
Необходимость процесса ОСВ была предопределена, с одной стороны, сложившимся к нач. 1970-х гт. паритетом в области стратегических ядерных сил между СССР и США, а с другой – осознанием катастрофических, самоубийственных для всего человечества последствий возможного применения ЯО. Понимание бессмысленности и опасности постоянного наращивания арсеналов ЯО привело к началу переговоров и выработке соглашений об ОСВ. В 1972 СССР и США подписали Врем. соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегич. наступат. вооружений (оно обязывало стороны не начинать строительство дополнит. стационарных ПУ МБР и ограничить количество ПУ БРПЛ и самих ПЛ, соглашение также содержало некоторые качественные ограничения; напр., запрещалось переоборудование ПУ лёгких ракет в ПУ тяжёлых) и Договор об ограничении систем ПРО 1972 (пакет из этих двух документов принято называть Договор ОСВ-1). В 1974 в развитие этого договора стороны приняли Протокол, зафиксировавший их согласие иметь по одному из двух предусмотренных договором по ПРО районов размещения противоракетных систем и их компонентов. В связи с истечением срока действия Врем. соглашения в окт. 1977 стороны заявили о намерении не предпринимать к.-л. действий, противоречащих ему, до заключения нового соглашения. В 1979 СССР и США подписали Договор об ограничении стратегич. наступат. вооружений, т. н. Договор ОСВ-2 (см. Договоры об ограничении стратегических вооружений 1972, 1979). Учитывая сложные отношения между СССР и США в кон. 1970-х гг., ОСВ-1 и ОСВ-2 были значит. достижением, поскольку обеспечивали большую предсказуемость развития стратегич. наступат. вооружений. Первым договором, ознаменовавшим качественно новый этап ограничения ядерных вооружений, стал подписанный в дек. 1987 Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который положил начало реальной ликвидации ЯО. За 3 года реализации его положений (июнь 1988 – июнь 1991) стороны полностью ликвидировали и не создают ракеты средней и меньшей дальности. 31.7.1991 СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегич. наступат. вооружений (СНВ-1), который вступил в силу в 1994. Договор СНВ-1 впервые устанавливал ограничения на количество боезарядов в группировках СНВ сторон (тогда как Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 предусматривали лишь ограничит. меры применительно к носителям ЯО), поскольку за счёт развития технологии разделяющей головной части количество боезарядов у сторон продолжало расти. В соответствии с положениями Договора СНВ-1 группировки стратегич. наступат. вооружения ограничивались следующими параметрами: не более 6 тыс. единиц на развёрнутых носителях, в т. ч. не более 1,1 тыс. на МБР для мобильных ПУ и не более 1,54 тыс. боезарядов на тяжёлых МБР, не более 1,6 тыс. развёрнутых носителей, в т. ч. не более 154 тяжёлых МБР, при этом впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистич. ракет.
После распада СССР Республика Беларусь, Республика Казахстан, Украина (на их территории размещалось ЯО, которое подлежало ликвидации или выводу), РФ и США в 1992 подписали Протокол к Договору СНВ-1 (т. н. Лиссабонский протокол), по которому Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательства этого договора. Одновременно данные страны обязались в кратчайшие сроки присоединиться к Договору о нераспространении ЯО в качестве государств-участников, не обладающих ЯО. Лиссабонский протокол обеспечил жизнеспособность Договора СНВ-1 и послужил вкладом в укрепление режима нераспространения. РФ, остававшаяся единственным полноправным участником переговоров, в 1993 подписала с США Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегич. наступат. вооружений (СНВ-2). По нему планировалось сократить количество ядерных боезарядов более чем в 2 раза (до 3–3,5 тыс. единиц). Кроме того, он запрещал целый класс систем – наземные МБР с разделяющей головной частью, которые традиционно составляли гл. компонент отеч. ядерной триады (условное наименование наземных, возд. и мор. составляющих отеч. ядерных стратегич. сил). РФ ратифицировала этот договор в 2000 с некоторыми оговорками. Однако США его не ратифицировали и формально он в силу не вступил.
В сент. 1997 в Нью-Йорке подписан ряд рос.-амер. документов, призванных способствовать процессу дальнейшего сокращения СНВ РФ и США: Протокол о продлении сроков выполнения Договора СНВ-2 до 31.12.2007, Меморандум о придании Договору СНВ-l бессрочного характера; соглашения по разграничению стратегич. и нестратегич. систем ПРО, а также (совм. с Белоруссией, Казахстаном и Украиной) Меморандум о правопреемстве быв. сов. республик в отношении Договора по ПРО. В июне 2002 США официально вышли из Договора по ПРО, объяснив это необходимостью создания защиты от гипотетич. ракетно-ядерных угроз со стороны КНДР и Ирана. Почти в то же время (24.5.2002) был подписан рос.-амер. Договор о сокращении стратегич. наступат. потенциалов (Договор СНП), предусматривавший дальнейшее сокращение стратегич. наступат. вооружений России и США до уровня 1,7–2,2 тыс. оперативно развёрнутых стратегич. ядерных боезарядов к 31.12.2012. Этот договор утратил силу в связи с вступлением в силу нового Договора о СНВ 5.2.2011. Новый Договор о СНВ предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои МБР и ПУ МБР, БРПЛ и ПУ БРПЛ и ядерного вооружения ТБ таким образом, чтобы через 7 лет после вступления в силу настоящего договора и в дальнейшем их суммарные количества не превышали следующих величин: 700 единиц для развёрнутых МБР, развёрнутых БРПЛ и развёрнутых ТБ; 1,55 тыс. единиц для боезарядов на развёрнутых МБР и БРПЛ, а также ядерных боезарядов, засчитываемых за развёрнутыми ТБ; 800 единиц для развёрнутых и неразвёрнутых ПУ МБР, ПУ БРПЛ и развёрнутых и неразвёрнутых ТБ.
В результате реализации положений договоров по ОСВ стратегич. ядерные силы СССР (с 1991 РФ) и стратегич. наступат. силы США претерпели значит. сокращения, что способствовало поддержанию стратегич. стабильности в мире на более низком уровне ядерного противостояния. Целесообразный уровень сокращений стратегич. вооружений определяется многими политич., экономич. и воен. факторами. При этом гл. условие, которое должно соблюдаться для сохранения стратегич. стабильности, – поддержание на более низком уровне ядерного баланса с США, выражающегося в примерном количественном равенстве ядерных вооружений и их боевых возможностей (которые гарантировали бы нанесение заданного ущерба агрессору в любой обстановке). Дальнейшие шаги по ОСВ должны предусматривать включение в этот процесс, кроме РФ и США, также и др. стран, обладающих ЯО (Великобритания, Китай, Франция и др.).