ПАТЕ́Т
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТЕ́Т (индонез. – лад), основа ладо- и формообразования в традиционной классич. музыке Индонезии. В музыке гамелана – монодич. лад модального типа (модуc) и основанные на нём ладомелодич. модели (формулы, клише). В муз. теории Центр. Явы различаются шесть осн. П., три из которых соотносятся со звукорядной системой пелог и три – со звукорядной системой слендро. В пьесе могут использоваться два и более П. при одном главном. Переход из одного П. в другой происходит по принципу контраста регистров. На Вост. Яве исполнение определённых П. в строе слендро обязательно для ансамбля гамелан асли ява тимур в театральных представлениях лудрук и ваянг кулит, где оно строго регламентировано по времени суток. Кроме того, П. выступает как опора для гамеланной импровизации в виде балунган – мелодической фигуры с определённым ритмом (исполняется на металлофоне сарон) и в качестве лагу – «внутренней мелодии», т. е. своего рода звуковой идеи, направляющей музыкантов. Такие формы П. применяются в коротких разделах патетан в музыке балийского ансамбля гамелан ангклунг (состоит из бамбуковых идиофонов), в свободных по форме композициях гендинг из театрального репертуара и др. П. типологически близок раге, макаму, макому, мугаму и др. подобным явлениям в культурах Азии.