Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Алпатова

ПАТЕ́Т (ин­до­нез. – лад), ос­но­ва ла­до- и фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в тра­ди­ци­он­ной клас­сич. му­зы­ке Ин­до­не­зии. В му­зы­ке га­ме­ла­на – мо­но­дич. лад мо­даль­но­го ти­па (модуc) и ос­но­ван­ные на нём ла­до­ме­ло­дич. мо­де­ли (фор­му­лы, кли­ше). В муз. тео­рии Центр. Явы раз­ли­ча­ют­ся шесть осн. П., три из ко­то­рых со­от­но­сят­ся со зву­ко­ряд­ной сис­те­мой пе­лог и три – со зву­ко­ряд­ной сис­те­мой слен­д­ро. В пье­се мо­гут ис­поль­зо­вать­ся два и бо­лее П. при од­ном глав­ном. Пе­ре­ход из од­но­го П. в дру­гой про­ис­хо­дит по прин­ци­пу кон­тра­ста ре­ги­ст­ров. На Вост. Яве ис­пол­не­ние оп­ре­де­лён­ных П. в строе слен­д­ро обя­за­тель­но для ан­самб­ля га­ме­лан ас­ли ява ти­мур в те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях луд­рук и ва­янг ку­лит, где оно стро­го рег­ла­мен­ти­ро­ва­но по вре­ме­ни су­ток. Кро­ме то­го, П. вы­сту­па­ет как опо­ра для га­ме­лан­ной им­про­ви­за­ции в ви­де ба­лун­ган – ме­ло­ди­че­ской фи­гу­ры с оп­ре­де­лён­ным рит­мом (ис­пол­ня­ет­ся на ме­тал­ло­фо­не са­рон) и в ка­че­ст­ве ла­гу – «внут­рен­ней ме­ло­дии», т. е. сво­его ро­да зву­ко­вой идеи, на­прав­ляю­щей му­зы­кан­тов. Та­кие фор­мы П. при­ме­ня­ют­ся в ко­рот­ких раз­де­лах па­те­тан в му­зы­ке ба­лий­ско­го ан­самб­ля га­ме­лан ан­гк­лунг (со­сто­ит из бам­бу­ко­вых идио­фо­нов), в сво­бод­ных по фор­ме ком­по­зи­ци­ях ген­динг из те­ат­раль­но­го ре­пер­туа­ра и др. П. ти­по­ло­ги­че­ски бли­зок ра­ге, ма­ка­му, ма­ко­му, му­га­му и др. по­доб­ным яв­ле­ни­ям в куль­ту­рах Азии.

Лит.: Hood M. The nuclear theme as a determinant of patet in Javanese music. N. Y., 1977; Brinner B. At the border of Sound and Silence: the use and function of Pathetan in Javanese Gamelan // Asian Music. 1989/90. Vol. 21. № 1.

Вернуться к началу