«СПОР О ДРЕ́ВНИХ И НО́ВЫХ»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«СПОР О ДРЕ́ВНИХ И НО́ВЫХ» («Querelle des Anciens et des Modernes»), лит.-эстетич. дискуссия во Франции в кон. 17 – нач. 18 вв. Осн. предмет спора – приоритет нац. (франц.) языка над латынью, а также переосмысление значения франц. лит-ры, которая признавалась равноценной классич. античной словесности или даже превосходящей её. Истоки полемики «древних» (т. е. сторонников классических языка и сюжетов) и «новых» (ратовавших за отказ от лат. яз. и безусловных авторитетов в лит-ре) наблюдаются в 16 в. в деятельности школы «Плеяда» (трактат Ж. «Защита и прославление французского языка», 1549). Наиболее острый этап полемики связан с выступлением Ш. Перро, который 27.1.1687 на заседании Франц. академии прочитал поэму «Век Людовика Великого», прославлявшую эпоху Людовика XIV. В поддержку Перро выступил Б. Фонтенель («Свободное рассуждение о древних и новых», 1688) и др. Позднее в диалогах «Параллели между древними и новыми» (1688–97) Перро вообще поставил под сомнение принцип подражания «авторитетам» в иск-ве (в т. ч. в архитектуре, скульптуре, живописи, поэзии). «Новым» противостоял лагерь «древних», к которому примыкали Ж. де Лабрюйер («Характеры», 1688), Н. Буало («Критические размышления о некоторых местах из сочинений Лонгина», 1694), Ж. де Лафонтен, Ж. Расин и др., отрицавшие веру в прогресс и отстаивавшие идеи неизменности человеческой природы и незыблемости идеалов. Компромиссную позицию в нач. 18 в. занял Ф. Фенелон («Письмо о занятиях Французской академии», 1714), утверждавший, что античная поэзия выше французской и превзойти её можно лишь усвоив её достижения. Спор, который во многом предвосхитил рационалистич. установки Просвещения, оказал значит. влияние на развитие франц. лит-ры, способствовал осознанию роли нац. культуры.