И́НДРА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́НДРА, основное божество ведийской религии. Наряду с Варуной, Сомой, Агни именуется царём богов и вседержителем. В Ригведе И. посвящено ок. 250 гимнов. Олицетворяет мужскую силу и плодородие, а также воинственное начало (ассоциируется с колесницей и громоподобным оружием – ваджрой). Центр. миф Ригведы повествует о триумфе И. над змееобразным демоном Вритрой (букв. – преграда), поэтому И. именуется также «Убийцей Вритры» (Вритрахана). И. – предводитель ариев, которые противопоставляются силам тьмы, безбожным дасью. И. освобождает стада коров, захваченные демонами (в системе образов Ригведы коровы ассоциируются с потоками небесных вод, удерживаемыми скалой или преградой). Столкновение И. с его противником изображается как космогонич. схватка с Хаосом (враг И. определяется словами «безрукий», «безногий», «бесплечий», «бесформенная и огромная скала»). Победа И. означает устроение космич. порядка, рождение Неба и Солнца; И. воплощает идею щедрости (на последнее указывает постоянный эпитет И. – Магхаван). Возможно, гимны, посвящённые И., были связаны с празднованием начала нового календарного цикла. В поздневедийской лит-ре образ И. менее значителен. В качестве божества грома и молнии он сближается с Парджаньей и почитается как податель дождя. В индуизме И. считается одним из локапалов – хранителей сторон света (востока). В буддийских текстах выступает как Шакра – владыка богов и повелитель одной из небесных сфер. Эпич. поэмы содержат многочисл. сюжеты, в которых фигурируют И., его супруга Шачи, его слон Айравата, а также его столица Амаравати на вершине мировой горы Меру. Образ И. уходит своими корнями в доведийскую эпоху, на что указывает, в частности, имя «Убийца Веретры» (Веретрагна) в др.-иран. мифологии. И. принадлежит к числу наиболее антропоморфных богов др.-инд. пантеона (подробно описываются его внешний вид, голос, рост, возраст, одежда).