Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́НДРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Вигасин

И́НДРА, ос­нов­ное бо­же­ст­во ве­дий­ской ре­ли­гии. На­ря­ду с Ва­ру­ной, Со­мой, Аг­ни име­ну­ет­ся ца­рём бо­гов и все­дер­жи­те­лем. В Риг­ве­де И. по­свя­ще­но ок. 250 гим­нов. Оли­це­тво­ря­ет муж­скую си­лу и пло­до­ро­дие, а так­же во­ин­ст­вен­ное на­ча­ло (ас­со­ции­ру­ет­ся с ко­лес­ни­цей и гро­мо­по­доб­ным ору­жи­ем – вад­жрой). Центр. миф Риг­ве­ды по­ве­ст­ву­ет о три­ум­фе И. над змее­об­раз­ным де­мо­ном Врит­рой (букв. – пре­гра­да), по­это­му И. име­ну­ет­ся так­же «Убий­цей Врит­ры» (Врит­ра­ха­на). И. – пред­во­ди­тель ари­ев, ко­то­рые про­ти­во­по­став­ля­ют­ся си­лам тьмы, без­бож­ным да­сью. И. ос­во­бо­ж­да­ет ста­да ко­ров, за­хва­чен­ные де­мо­на­ми (в сис­те­ме об­ра­зов Риг­ве­ды ко­ро­вы ас­со­ции­ру­ют­ся с по­то­ка­ми не­бес­ных вод, удер­жи­вае­мы­ми ска­лой или пре­гра­дой). Столк­но­ве­ние И. с его про­тив­ни­ком изо­бра­жа­ет­ся как кос­мо­го­нич. схват­ка с Хао­сом (враг И. оп­ре­де­ля­ет­ся сло­ва­ми «без­ру­кий», «без­но­гий», «бес­пле­чий», «бес­фор­мен­ная и ог­ром­ная ска­ла»). По­бе­да И. оз­на­ча­ет уст­рое­ние кос­мич. по­ряд­ка, ро­ж­де­ние Не­ба и Солн­ца; И. во­пло­ща­ет идею щед­ро­сти (на по­след­нее ука­зы­ва­ет по­сто­ян­ный эпи­тет И. – Маг­ха­ван). Воз­мож­но, гим­ны, по­свя­щён­ные И., бы­ли свя­за­ны с празд­но­ва­ни­ем на­ча­ла но­во­го ка­лен­дар­но­го цик­ла. В позд­не­ве­дий­ской лит-ре об­раз И. ме­нее зна­чи­те­лен. В ка­че­ст­ве бо­же­ст­ва гро­ма и мол­нии он сбли­жа­ет­ся с Пард­жань­ей и по­чи­та­ет­ся как по­да­тель до­ж­дя. В ин­ду­из­ме И. счи­та­ет­ся од­ним из ло­ка­па­лов – хра­ни­те­лей сто­рон све­та (вос­то­ка). В буд­дий­ских тек­стах вы­сту­па­ет как Ша­кра – вла­ды­ка бо­гов и по­ве­ли­тель од­ной из не­бес­ных сфер. Эпич. по­эмы со­дер­жат мно­го­числ. сю­же­ты, в ко­то­рых фи­гу­ри­ру­ют И., его суп­ру­га Ша­чи, его слон Ай­ра­ва­та, а так­же его сто­ли­ца Ама­ра­ва­ти на вер­ши­не ми­ро­вой го­ры Ме­ру. Об­раз И. ухо­дит свои­ми кор­ня­ми в до­ве­дий­скую эпо­ху, на что ука­зы­ва­ет, в ча­ст­но­сти, имя «Убий­ца Ве­рет­ры» (Ве­рет­раг­на) в др.-иран. ми­фо­ло­гии. И. при­над­ле­жит к чис­лу наи­бо­лее ан­тро­по­морф­ных бо­гов др.-инд. пан­те­о­на (под­роб­но опи­сы­ва­ют­ся его внеш­ний вид, го­лос, рост, воз­раст, оде­ж­да).

Лит.: Gonda J. The Indra hymns of the Rgveda. Leiden, 1990.

Вернуться к началу