Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОМА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 684

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОМА́, в др.-инд. ми­фо­ло­гии од­но­вре­мен­но свя­щен­ный ри­ту­аль­ный на­пи­ток (он же ам­ри­та, на­пи­ток бес­смер­тия), рас­те­ние, из ко­то­ро­го он при­го­тов­лял­ся (од­но­знач­ной его иден­ти­фи­ка­ции нет), и бог, его оли­це­тво­ряю­щий. Ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с лу­ной, ко­то­рая счи­та­ет­ся со­су­дом, на­пол­нен­ным С. Со­ма (на­ря­ду с Ин­д­рой и Аг­ни) – один из трёх гл. бо­гов в Риг­ве­де. Вос­хо­дит к ин­до-иран­ской общ­но­сти (со­ма/хао­ма). В др.-инд. ре­лиг. прак­ти­ке при­го­тов­ле­ние С. бы­ло осо­бым ритуа­лом. Сок, вы­дав­лен­ный из его стеб­лей, про­це­жен­ный че­рез си­то из овечь­ей шер­сти и сме­шан­ный с во­дой, мо­ло­ком или яч­ме­нём, вы­зы­вал гал­лю­ци­на­ции и при­во­дил в экс­та­ти­че­ское со­стоя­ние жре­цов и уча­ст­ни­ков ри­туа­ла. На­пи­ток ли­ли в жерт­вен­ный огонь, дос­тав­ляв­ший его бо­гам, пре­им. Ин­д­ре. С. вос­пе­ва­ет­ся в Риг­ве­де как царь ми­ра и не­ба, бог над все­ми бо­га­ми, пер­во­тво­рец; од­но­вре­мен­но ро­ди­тель и сын не­ба. Он свя­зан с солн­цем, во­да­ми, за­ко­ном, при­но­сит жиз­нен­ную си­лу, бо­гат­ст­во, по­мо­га­ет ис­це­лять бо­лез­ни и по­бе­ж­дать вра­гов и за­ви­ст­ни­ков. Но в 9-й ман­да­ле Риг­ве­ды, це­ли­ком по­свя­щён­ной «очи­щаю­ще­му Со­ме», пре­об­ла­да­ет ри­ту­аль­но-жре­че­ский его ас­пект. В ве­дий­ский пе­ри­од (см. Ве­дий­ская ре­ли­гия) за­кре­п­ля­ет­ся связь С. с лу­ной, позд­нее в ин­ду­из­ме С. пре­вра­ща­ет­ся в бо­же­ст­во лу­ны – по­кро­ви­те­ля рас­ти­тель­но­сти.

Вернуться к началу