МАНИПУ́РИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНИПУ́РИ (самоназвания – мейтхеи, мейтеи), тибето-бирманский народ на северо-востоке Индии, осн. население штата Манипур. Численность 1,5 млн. чел. (2001, перепись). Живут также на северо-востоке Бангладеш (восток обл. Силхет; 32 тыс. чел. – 2010, оценка) и в Мьянме (10 тыс. чел.). Говорят на манипурском языке. В осн. индуисты, 235,3 тыс. чел. (2001, перепись) исповедуют традиц. религию санамахи (маруп); 190,9 тыс. чел. мусульмане, в осн. потомки бенгальцев (пангал), значит. часть их эмигрировала в Пакистан.
М. называет себя также др. народ штата Манипур – бишнуприя, говорящие на индоарийском яз.; живут также в инд. штатах Трипура, Ассам и в Бангладеш (Силхет). Численность в Индии 77,5 тыс. чел., в Бангладеш 40 тыс. чел.
До тибето-бирманцев в Манипуре жило мон-кхмерское население. Первые достоверные данные о М. относятся к 10 в. до н. э.; местные хроники (пувари) относят возникновение первого манипурского гос-ва (Тилли-Коктонг) к сер. 15 в. до н. э. В 18 в. правители Манипура приняли вишнуизм (с 1930-х гг. начался процесс возврата к доиндуистским культам). В 1960-е гг. сформировалось вооружённое сепаратистское движение. В 1972 образован штат Манипур.
Традиц. занятия – земледелие (рис, сахарный тростник, табак) и животноводство, в т. ч. местами коневодство. Развиты шелководство, ткачество, ковроделие, плетение, выплавка железа. Деревни линейной планировки. Жилище каркасное с тростниковыми, обмазанными глиной, стенами и соломенной крышей, с вост. стороны располагается веранда. Традиц. одежда несшитая: женская – пханек, мужская – кхудеи (до колен) и пхеиджом (до щиколоток). Осн. праздник – Новый год (Чейраоба), празднуется в апреле. Распространены состязания на лодках (хийянг-таннаба), боевые искусства сарит-сарак и тханг-та (с щитами и палками), борьба (мукна), игра типа регби с мячом из кокосового ореха (юби-лакпи), поло (сагол-кангджей), заимствованное у М. англичанами. Среди танцев наиболее известны манипури, кхайом-джагой, тхубал-чонгба и др. Среди муз. инструментов – 1-струнный с декой из бамбука и резонатором из раковины или кокосового ореха (пена).
Устное творчество. В высокоразвитой муз.-танцевальной культуре сохраняются элементы, восходящие к тантрич. традициям, среди них – сложная танцевальная форма тхенгао. При дворах правителей Манипура, многие из которых покровительствовали развитию музыки и танца, существовала орг-ция пала лойсанх, курировавшая вопросы функционирования танца и музыки. К 13–14 вв. восходит история одной из наиболее известных в Индии школ классич. танца манипури. Важнейшие муз.-танцевальные формы стиля манипури – лай хараоба (представление мифа о сотворении Вселенной), хичам хирао (церемония с лодкой) и др. Сохранились древние церемонии поклонения санкиртан (ната санкиртан – «пение и танцы во славу Кришны»); они обычно открывают муз.-танцевальные действа раслила. В танцевальных представлениях участвуют как мужчины, так и женщины. Музыка стиля манипури основана на композициях выдающихся инд. музыкантов Джаядевы, Видьяпати и др. В музицировании М., в т. ч. сопровождающем танцы, особенно распространены разл. виды мембранофонов: 2-сторонний барабан пунг (региональная разновидность мриданга; исполнители танца пунг чолам танцуют с ним в руках), 2-сторонние барабаны меньших размеров дхолак и дхол, маленький односторонний барабан кханджури. Важную роль в ритмич. аккомпанементе танцев играют хлопки в ладоши. Разные танцевальные композиции требуют разных техник аккомпанемента.