Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНИПУ́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 9-10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Е. М. Гороховик (устное творчество)

МАНИПУ́РИ (са­мо­на­зва­ния – мейт­хеи, мей­теи), ти­бе­то-бир­ман­ский на­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии, осн. население шта­та Ма­ни­пур. Чис­лен­ность 1,5 млн. чел. (2001, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на се­ве­ро-вос­то­ке Банг­ла­деш (вос­ток обл. Сил­хет; 32 тыс. чел. – 2010, оцен­ка) и в Мьян­ме (10 тыс. чел.). Го­во­рят на ма­ни­пур­ском язы­ке. В осн. ин­дуи­сты, 235,3 тыс. чел. (2001, перепись) ис­по­ве­дуют тра­диц. ре­ли­гию са­на­ма­хи (ма­руп); 190,9 тыс. чел. му­суль­ма­не, в осн. по­том­ки бен­галь­цев (пан­гал), зна­чит. часть их эмиг­ри­ро­ва­ла в Па­ки­стан.

М. на­зы­ва­ет се­бя так­же др. на­род штата Ма­ни­пу­р – биш­ну­прия, го­во­ря­щие на ин­до­арий­ском яз.; жи­вут так­же в инд. штатах Три­пу­ра, Ас­са­м и в Банг­ла­деш (Сил­хет). Чис­лен­ность в Ин­дии 77,5 тыс. чел., в Банг­ла­деш 40 тыс. чел.

До ти­бе­то-бир­ман­цев в Ма­ни­пу­ре жи­ло мон-кхмер­ское на­се­ле­ние. Пер­вые до­сто­вер­ные дан­ные о М. от­но­сят­ся к 10 в. до н. э.; ме­ст­ные хро­ни­ки (пу­ва­ри) от­но­сят воз­ник­но­ве­ние пер­во­го ма­ни­пур­ско­го гос-ва (Тил­ли-Кок­тонг) к сер. 15 в. до н. э. В 18 в. пра­ви­те­ли Ма­ни­пу­ра при­ня­ли виш­ну­изм (с 1930-х гг. на­чал­ся про­цесс воз­вра­та к до­ин­дуи­ст­ским куль­там). В 1960-е гг. сфор­ми­ро­ва­лось воо­ру­жён­ное се­па­ра­ти­ст­ское дви­же­ние. В 1972 об­ра­зо­ван штат Ма­ни­пур.

Манипури. Традиционная борьба мукна.

Тра­диц. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (рис, са­хар­ный тро­ст­ник, та­бак) и жи­вот­но­вод­ст­во, в т. ч. мес­та­ми ко­не­вод­ст­во. Раз­ви­ты шел­ко­вод­ст­во, тка­че­ст­во, ков­ро­де­лие, пле­те­ние, вы­плав­ка же­ле­за. Де­рев­ни ли­ней­ной пла­ни­ров­ки. Жи­ли­ще кар­кас­ное с тро­ст­ни­ко­вы­ми, об­ма­зан­ны­ми гли­ной, сте­на­ми и со­ло­мен­ной кры­шей, с вост. сто­ро­ны рас­по­ла­га­ет­ся ве­ран­да. Тра­диц. оде­ж­да не­сши­тая: жен­ская – пха­нек, муж­ская – кху­деи (до ко­лен) и пхе­ид­жом (до щи­ко­ло­ток). Осн. празд­ник – Но­вый год (Чей­рао­ба), празд­ну­ет­ся в ап­ре­ле. Рас­про­стра­не­ны со­стя­за­ния на лод­ках (хий­янг-тан­на­ба), бое­вые ис­кус­ст­ва са­рит-са­рак и тханг-та (с щи­та­ми и пал­ка­ми), борь­ба (мук­на), иг­ра ти­па рег­би с мя­чом из ко­ко­со­во­го оре­ха (юби-лак­пи), по­ло (са­гол-кан­гд­жей), за­им­ст­во­ван­ное у М. анг­ли­ча­на­ми. Сре­ди тан­цев наи­бо­лее из­вест­ны ма­ни­пу­ри, кхай­ом-джа­гой, тху­бал-чон­гба и др. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – 1-струн­ный с де­кой из бам­бу­ка и ре­зо­на­то­ром из ра­ко­ви­ны или ко­ко­со­во­го оре­ха (пе­на).

Манипури. Игрок в поло сагол-кангджей.

Устное творчество. В вы­со­ко­раз­ви­той муз.-тан­це­валь­ной куль­ту­ре со­хра­ня­ют­ся эле­мен­ты, вос­хо­дя­щие к тан­трич. тра­ди­ци­ям, сре­ди них – слож­ная тан­це­валь­ная фор­ма тхен­гао. При дво­рах пра­ви­те­лей Ма­ни­пу­ра, мно­гие из ко­то­рых по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли раз­ви­тию му­зы­ки и тан­ца, су­ще­ст­во­ва­ла орг-ция па­ла лой­санх, ку­ри­ро­вав­шая во­про­сы функ­цио­ни­ро­ва­ния тан­ца и му­зы­ки. К 13–14 вв. вос­хо­дит ис­то­рия од­ной из наи­бо­лее из­вест­ных в Ин­дии школ клас­сич. тан­ца ма­ни­пу­ри. Важ­ней­шие муз.-тан­це­валь­ные фор­мы сти­ля ма­ни­пу­ри – лай ха­рао­ба (пред­став­ле­ние ми­фа о со­тво­ре­нии Все­лен­ной), хи­чам хи­рао (це­ре­мо­ния с лод­кой) и др. Со­хра­ни­лись древ­ние це­ре­мо­нии по­кло­не­ния сан­кир­тан (на­та сан­кир­тан – «пе­ние и тан­цы во сла­ву Криш­ны»); они обыч­но от­кры­ва­ют муз.-тан­це­валь­ные дей­ст­ва рас­ли­ла. В тан­це­валь­ных пред­став­ле­ни­ях уча­ст­ву­ют как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны. Му­зы­ка сти­ля ма­ни­пу­ри ос­но­ва­на на ком­по­зи­ци­ях вы­даю­щих­ся инд. му­зы­кан­тов Джая­де­вы, Видь­я­па­ти и др. В му­зи­ци­ро­ва­нии М., в т. ч. со­про­во­ж­даю­щем тан­цы, осо­бен­но рас­про­стра­не­ны разл. ви­ды мем­бра­но­фо­нов: 2-сто­рон­ний ба­ра­бан пунг (ре­гио­наль­ная раз­но­вид­ность мри­дан­га; ис­пол­ни­те­ли тан­ца пунг чо­лам тан­цу­ют с ним в ру­ках), 2-сто­рон­ние ба­ра­ба­ны мень­ших раз­ме­ров дхо­лак и дхол, ма­лень­кий од­но­сто­рон­ний ба­ра­бан кхан­джу­ри. Важ­ную роль в рит­мич. ак­ком­па­не­мен­те тан­цев иг­ра­ют хлоп­ки в ла­до­ши. Раз­ные тан­це­валь­ные ком­по­зи­ции тре­бу­ют раз­ных тех­ник ак­ком­па­не­мента.

Лит.: Mohanty P. K. Encyclopaedia of sche­du­led tribes in India. Delhi, 2006. Vol. 5: North-east.

Вернуться к началу