Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНИПУ́РИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова
Манипури. Танцевальная сцена. Фото: Matsukin Abhishekjoshi

МАНИПУ́РИ, од­на из осн. школ клас­сич. индийского тан­ца. Воз­ник­ла в Ма­ни­пу­ре. В 16 в. та­нец стал раз­ви­вать­ся в кон­тек­сте виш­ну­ит­ско­го бхак­ти. В 18 в. при­об­рёл совр. фор­му при дво­ре ца­ря Бхагь­я­чан­д­ры (ему же при­пи­сы­ва­ет­ся соз­да­ние тео­ре­тич. трак­та­та «Го­вин­да-сан­гит-ли­ла­ви­ла­са»), раз­ра­бо­тав­ше­го слож­ный кос­тюм М. (у жен­щин – за­ткан­ные зо­ло­том ци­лин­д­рич. юб­ки и по­лу­про­зрач­ные вуа­ли, у муж­чин – дхо­ти) и ут­вер­див­ше­го осн. ви­ды тан­ца. Тех­ни­ка М., ис­клю­чаю­щая рез­кие и по­ры­ви­стые дви­же­ния, ос­но­вы­ва­ет­ся на плав­ных, за­мед­лен­ных по­во­ро­тах и гра­ци­оз­ном по­ка­чи­ва­нии кор­пу­са (что до­сти­га­ет­ся сжа­ты­ми ко­ле­ня­ми и мел­ки­ми ша­га­ми). Раз­ли­ча­ет­ся т. н. чис­тый (нрит­та) и дра­ма­тич. (нри­тья) та­нец, ко­то­рый ча­ще бы­ва­ет груп­по­вым. Ис­пол­ни­те­ли за­учи­ва­ют стан­дарт­ные ком­по­зи­ции (па­ре­ны), пе­ре­да­вае­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Та­нец со­про­во­ж­да­ет­ся иг­рой ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (в со­ста­ве – ба­ра­ба­ны, руч­ные та­ре­лоч­ки манд­жи­ра, ду­хо­вые и струн­ные ин­ст­ру­мен­ты), пе­ни­ем со­лис­та или ан­самб­ля, хлоп­ка­ми в ла­до­ши. Тек­сты пес­но­пе­ний пред­став­ля­ют со­бой от­рыв­ки из клас­сич. по­эзии, ис­пол­няе­мые на сан­ск­ри­те и ме­ст­ных язы­ках. Тан­це­валь­ные но­ме­ра М. от­ра­жа­ют эта­пы его раз­ви­тия. К ар­ха­ич. нар. тра­ди­ции вос­хо­дят: на­сы­щен­ный сим­во­лич. эле­мен­та­ми груп­по­вой ри­ту­аль­ный та­нец лай ха­рао­ба, вос­про­из­во­дя­щий мо­мент со­тво­ре­ния Все­лен­ной; пунг-чо­лам, ко­то­рый тан­цу­ют муж­чи­ны с барабаном пунг в руках, со­вер­шаю­щие стре­ми­тель­ные кру­го­вые дви­же­ния и ак­ро­ба­тич. прыж­ки; кар­тал-чо­лам, ко­то­рый со­про­во­ж­да­ет­ся хлоп­ка­ми в ла­до­ши или иг­рой на манд­жи­ре, а так­же ряд ана­ло­гич­ных тан­цев. К клас­сич. тра­ди­ции виш­ну­ит­ско­го бхак­ти при­над­ле­жат 5 дра­ма­тич. тан­цев рас­ли­ла на те­му люб­ви Рад­хи и Криш­ны. Ме­нее из­вест­ная фор­ма М. (тханг-та) ос­но­вы­ва­ет­ся на древ­нем во­ен. иск-ве и со­дер­жит эле­мен­ты еди­но­борств. В 1954 уси­лия­ми учи­те­лей А. Синг­ха и А. Шар­мы в Им­пха­ле бы­ла соз­да­на пер­вая проф. шко­ла – «Ма­ни­пур данс кол­ледж» (в 1957 пе­ре­име­но­ва­на в «Джа­ва­хар­лал Не­ру Ма­ни­пур данс ака­де­ми»). В 1972 ос­но­ва­ны шко­лы М. «Нар­та­на­лайя» в Бом­бее (с 1995 Мум­баи) и Каль­кут­те (с 2001 Кол­ка­та) и «Нри­тья-аш­рам» в Нью-Де­ли. Сре­ди из­вест­ных учи­те­лей и ис­пол­ни­те­лей тан­ца: Б. Сингх, Ч. Сингх, Н. Му­керд­жи, Б. Де­ви.

Лит.: Dayal L. R. Manipuri dances. Oxf.; Bom­bay, 1951; Banerji P. The folk-dance of India. 2nd ed. Allahabad, 1959; Singha R., Mas­sey R. Indian dances: their history and growth. L., 1967.

Вернуться к началу