ИКА́Т
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИКА́Т (от индонез. менг-икат – перевязывать, связывать), ткань, окрашенная с помощью особой техники, при которой орнамент наносится на нити способом резервирования в процессе подготовки пряжи к тканью́. При узорном окрашивании нитей основы получается основный И., уткá – уточный И., обеих нитей – двойной И. Узоры И. имеют размытые, ступенчатые контуры. Лицевая и изнаночная стороны ткани практически одинаковы, что придаёт ей особую ритуальную ценность (как праздничные ткани, подношение богам и т. д.).
По археологич. и письм. источникам, И. известен с 6–7 вв. н. э. в Индии, Юго-Вост. Азии, Йемене, Центр. и Ср. Азии (Бухара, Синьцзян), Японии; эта техника применялась также в Юж. и Центр. Америке. И. производится на ручном ткацком станке. Нити будущего полотна натягиваются на раму по размеру изделия (напр., сари), плотно обматываются ниткой в соответствии с будущим узором; при погружении в краситель эти участки остаются непрокрашенными. Последовательное перевязывание и окрашивание проводятся от 2 до 6–7 раз. Красители – натуральные (индиго, мареновый), ныне также искусственные. В Индии И. (бандхана, читка, патола) изготавливается из шёлка (двойной и одинарный) и хлопка (одинарный). Хлопковый И., производимый в Андхра-Прадеш (Почампалли и др.), экспортировался в страны Персидского зал. Драгоценный двойной шёлковый И. патола, производимый в Гуджарате и Ориссе, считается тканью максимальной ритуальной чистоты и в этом качестве применяется для свадебной одежды в Индии и Индонезии, куда он импортировался с 1-го тыс. гуджаратскими купцами и особенно в 16–19 вв. европ. торговыми компаниями. Шёлковые и хлопковые И. Индонезии и др. стран Юго-Вост. Азии орнаментированы в осн. мифологич. сюжетами, по стилю напоминают предшественниц И. – циновки из раскрашенных бамбуковых щеп и текстильных нитей. В Японии двойной или одинарный, обычно двухцветный (окрашенный индиго) хлопковый И. (касури) служит традиц. материалом для мужского кимоно и в качестве декоративной ткани. Узоры японских И., как правило, рассыпаны по полю или выполнены в виде медальонов и вставок, иногда на полосатом фоне. В Ср. Азии (в Бухаре, Самарканде, Ходженте, Намангане, Маргилане) произ-во шёлковых и полушёлковых И. (атлас, канаус, адрас) достигло особенного развития в 19 – нач. 20 вв. Техника ср.-азиат. И. оснóвная, характерны крупные, сплошь покрывающие ткань геометрич. мотивы (абр, абрбанди; букв. – вязание облаков). В Центр. Америке существовали шерстяные икаты.