Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАШМИ́РЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. П. Селиванова

КАШМИ́РЦЫ (са­мо­наз­ва­ния – ка­шур, каш­ми­ри), на­род, осн. на­се­ле­ние Каш­ми­ра. Чис­лен­ность в Ин­дии ок. 7 млн. чел. (2008, оцен­ка), из них в шта­те Джам­му и Каш­мир 6 млн. чел. (ха­рак­тер­на дис­про­пор­ция по­ло­во­го со­ста­ва: муж­чи­ны со­став­ля­ют 66,6%, жен­щи­ны – 43,4%; 2001, пе­ре­пись); жи­вут так­же в шта­тах Пенд­жаб, Чан­ди­гарх, Хи­ма­чал-Пра­деш, Ут­та­рак­ханд, Харь­я­на, Ут­тар-Пра­деш, Рад­жаст­хан, Ма­ха­раш­тра. В Па­ки­ста­не про­жи­ва­ет св. 100 тыс. чел., в Ве­ли­ко­бри­та­нии – 122 тыс. чел. Го­во­рят на яз. каш­ми­ри, рас­про­стра­не­ны так­же хин­ди и англ. яз. 92% К. – му­суль­ма­не (в осн. сун­ни­ты, есть так­же шии­ты – гл. обр. сре­ди за­жи­точ­ных го­ро­жан), 6% – ин­ду­сы, 2% – сик­хи.

Боль­шин­ст­во К. (ок. 75%) за­ни­ма­ют­ся с. х-вом. Зем­ле­де­лие в до­ли­не – оро­си­тель­ное (рис, ку­ку­ру­за, пше­ни­ца), на пла­то – бо­гар­ное (в осн. яч­мень и про­со). На пло­тах на оз. Дал уст­раи­ва­ют пла­ву­чие ого­ро­ды. Вы­ра­щи­ва­ют кун­жут, хло­пок, лён, ово­щи, бах­че­вые куль­ту­ры, шаф­ран (осо­бен­но в ок­ре­ст­но­стях г. Пам­пур близ Сри­на­га­ра), фрук­то­вые и оре­хо­вые де­ре­вья (Каш­мир объ­яв­лен экс­порт­ной зо­ной яб­лок и грец­ко­го оре­ха), раз­ви­ты шел­ко- и пче­ло­вод­ст­во. По­сле за­вое­ва­ния Каш­ми­ра Ак­ба­ром (1586) на скло­нах гор стро­ились тер­рас­ные са­ды с раз­ны­ми сор­та­ми роз, фон­та­на­ми и ка­на­ла­ми, пи­таю­щи­ми­ся из при­род­ных ис­точ­ни­ков (Чаш­ма­ша­хи, Ни­шад, Ша­ли­мар и др.). К. дер­жат ра­бо­чих бы­ков (мелкой каш­мир­ской по­ро­ды), раз­во­дят овец и коз (даю­щих зна­ме­ни­тую каш­мир­скую шерсть). До­бы­ва­ют во­до­рос­ли в оз. Дал (на корм ско­ту и удоб­ре­ния). Раз­ви­то шел­ко­де­лие, про­из-во тка­ных ша­лей (с тка­ным и вы­ши­тым узо­ром, из мяг­кой шер­сти – паш­ми­на, из пу­ха – ша­туш), ков­ров (вор­со­вые близ­ки к иран­ским и сред­не­ази­ат­ским, без­вор­со­вые – к ин­дий­ским; ха­рак­тер­ны изо­бра­же­ния рас­те­ний и жи­вот­ных, ми­фо­ло­гич. и эпич. сце­ны), вы­ши­тых вой­лоч­ных ков­ров (нам­да), из­де­лий из па­пье-ма­ше, резь­ба по де­ре­ву (це­нит­ся дре­ве­си­на грец­ко­го оре­ха), юве­лир­ное иск-во, из­го­тов­ле­ние ме­тал­лич. по­су­ды, хо­лод­но­го и ог­не­стрель­но­го ору­жия; в 19 в. ша­ли, шаф­ран и др. бы­ли осн. то­ва­ра­ми экс­пор­та, кон­тро­ли­ро­вав­ше­го­ся ма­ха­рад­жа­ми. Кре­сть­я­не не­сли по­вин­ность по пе­ре­нос­ке гру­зов тор­гов­цев че­рез го­ры (бе­гар). Жи­ли­ще двух­этаж­ное (в ниж­нем эта­же по­ме­ща­ет­ся скот), кар­кас­ное, из кир­пи­ча, де­ре­ва или кам­ня; в го­рах до­ма ус­ту­па­ми при­мы­ка­ют друг к дру­гу. С 19 в. стро­ят пла­ву­чие до­ми­ки на озё­рах и ка­на­лах с рез­ны­ми по­тол­ка­ми в тех­ни­ке ха­там­банд. Жи­ли­ще ота­п­ли­ва­ет­ся пе­чью с вма­зан­ным кот­лом; зи­мой К. обог­ре­ва­ют­ся с по­мо­щью гли­ня­но­го со­су­да, оп­ле­тён­но­го пруть­я­ми, с го­ря­чи­ми уг­ля­ми, ко­то­рый но­сят под оде­ж­дой (кан­гар, кан­гри). Оде­ж­да – шта­ны (у муж­чин – пай­джа­ма, у жен­щин – шаль­вар), длин­ная ру­ба­ха (фе­рин), верх­ний ха­лат (пхи­рен, пе­рен; у му­суль­ман с за­пá­хом на­пра­во, у ин­ду­сов – на­ле­во), у жен­щин на го­ло­ве по­кры­ва­ла, у муж­чин – шап­ки из ка­ра­ку­ля и тюр­ба­ны.

В ос­но­ве со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции – до­мо­хо­зяй­ст­ва (чу­ла), пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (кол) и ло­ка­ли­зо­ван­ные пат­ри­ли­нид­жи (ко­тамб); пат­ри­ли­ней­ные ин­сти­ту­ты влия­ют гл. обр. на ре­гу­ли­ро­ва­ние бра­ков. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го ти­па; сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу, для обоз­на­че­ния ку­зе­нов ис­поль­зу­ют­ся опи­сат. конст­рук­ции. В об­ра­ще­нии млад­ших родст­вен­ни­ков к стар­шим упот­ре­бля­ют­ся во­ка­тив­ные тер­ми­ны, об­ра­зую­щие­ся пу­тём при­бав­ле­ния спец. суф­фик­сов. Кас­ты пред­став­ле­ны в осн. сре­ди ин­ду­сов. Каш­мир­ские брах­ма­ны поль­зу­ют­ся наи­выс­шим ста­ту­сом сре­ди брах­ма­нов в Ин­дии. Замк­ну­тые проф. груп­пы об­ра­зу­ют пас­ту­хи, мас­ло­де­лы, ло­доч­ни­ки (ханд­жи), жи­ву­щие с семь­я­ми в лод­ках и пе­ре­дви­гаю­щие­ся по Дже­ла­му. Ис­пол­ни­те­ли са­ти­рич. те­ат­ра бхан­да­патхе­ра со­став­ля­ют об­щи­ну в р-не Анант­наг (пред­став­ле­ние про­дол­жа­ет­ся с за­ка­та до рас­све­та, дра­ма­тич. дей­ст­вие со­че­та­ет­ся с тан­цем). В Каш­ми­ре на­хо­дят­ся руи­ны ин­дуи­ст­ских хра­мов, по­стро­ен­ных из ги­гант­ских ка­мен­ных бло­ков (Мар­тан­да – 8 в., Аван­ти­пу­ри – 9 в., и др.), буд­дий­ские сту­пы и мо­на­сты­ри (Ла­маю­ру, Ал­чи, Ли­ки­кра и др., 11–12 вв., в г. Лех и близ не­го), де­рев. ме­че­ти (Шах-Ха­ма­дан, 14 в.; Хаз­рат­бал, где хра­нит­ся во­лос из бо­ро­ды Му­хам­ме­да в Сри­на­га­ре, 17 в., и др.). Ин­ду­сы со­вер­ша­ют па­лом­ни­чест­ва к пе­ще­ре Амар­натх к се­ве­ро-вос­то­ку от Сри­на­га­ра. В древ­но­сти в Каш­ми­ре на­хо­ди­лись цент­ры каш­мир­ско­го ши­ва­из­ма и буд­диз­ма, раз­ви­ва­лись каш­ми­ри ли­те­ра­ту­ра, му­зы­ка (часть ме­ло­дий, муз. жан­ров и ин­ст­ру­мен­тов при­не­се­ны из Ср. Азии и Ира­на в 15 в.). В Каш­ми­ре жи­ли зна­ме­ни­тые санс­кри­тоя­зыч­ные пи­са­те­ли, фи­ло­со­фы и учёные: Да­мо­да­ра Гуп­та (8 в.), Со­ма­де­ва (ав­тор сб. «Оке­ан ска­за­ний», 11 в.), Кше­мен­д­ра (11 в.) и др. От­рыв­ки из санскр. хро­ни­ки Кал­ха­ны «Рад­жа­та­ран­ги­ни» («Вол­ны ца­рей», 12 в.), про­дол­жен­ной в 15–16 вв., чи­та­ли улич­ные проф. ска­зи­те­ли.

Лит.: Пу­ляр­кин В. А. Каш­мир. М., 1956; Куд­ряв­цев М. К. На­ро­ды Джам­му и Каш­ми­ра // На­ро­ды Юж­ной Азии. М., 1963; Parmu R. K. A history of muslim rule in Kashmir 1320–1819. New Delhi, 1969; Madan T. N. Family and kinship: a study of the pandits of rural Kashmir. 2nd ed. Oxf.; Delhi, 1989.

Вернуться к началу