КАШМИ́РЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАШМИ́РЦЫ (самоназвания – кашур, кашмири), народ, осн. население Кашмира. Численность в Индии ок. 7 млн. чел. (2008, оценка), из них в штате Джамму и Кашмир 6 млн. чел. (характерна диспропорция полового состава: мужчины составляют 66,6%, женщины – 43,4%; 2001, перепись); живут также в штатах Пенджаб, Чандигарх, Химачал-Прадеш, Уттаракханд, Харьяна, Уттар-Прадеш, Раджастхан, Махараштра. В Пакистане проживает св. 100 тыс. чел., в Великобритании – 122 тыс. чел. Говорят на яз. кашмири, распространены также хинди и англ. яз. 92% К. – мусульмане (в осн. сунниты, есть также шииты – гл. обр. среди зажиточных горожан), 6% – индусы, 2% – сикхи.
Большинство К. (ок. 75%) занимаются с. х-вом. Земледелие в долине – оросительное (рис, кукуруза, пшеница), на плато – богарное (в осн. ячмень и просо). На плотах на оз. Дал устраивают плавучие огороды. Выращивают кунжут, хлопок, лён, овощи, бахчевые культуры, шафран (особенно в окрестностях г. Пампур близ Сринагара), фруктовые и ореховые деревья (Кашмир объявлен экспортной зоной яблок и грецкого ореха), развиты шелко- и пчеловодство. После завоевания Кашмира Акбаром (1586) на склонах гор строились террасные сады с разными сортами роз, фонтанами и каналами, питающимися из природных источников (Чашмашахи, Нишад, Шалимар и др.). К. держат рабочих быков (мелкой кашмирской породы), разводят овец и коз (дающих знаменитую кашмирскую шерсть). Добывают водоросли в оз. Дал (на корм скоту и удобрения). Развито шелкоделие, произ-во тканых шалей (с тканым и вышитым узором, из мягкой шерсти – пашмина, из пуха – шатуш), ковров (ворсовые близки к иранским и среднеазиатским, безворсовые – к индийским; характерны изображения растений и животных, мифологич. и эпич. сцены), вышитых войлочных ковров (намда), изделий из папье-маше, резьба по дереву (ценится древесина грецкого ореха), ювелирное иск-во, изготовление металлич. посуды, холодного и огнестрельного оружия; в 19 в. шали, шафран и др. были осн. товарами экспорта, контролировавшегося махараджами. Крестьяне несли повинность по переноске грузов торговцев через горы (бегар). Жилище двухэтажное (в нижнем этаже помещается скот), каркасное, из кирпича, дерева или камня; в горах дома уступами примыкают друг к другу. С 19 в. строят плавучие домики на озёрах и каналах с резными потолками в технике хатамбанд. Жилище отапливается печью с вмазанным котлом; зимой К. обогреваются с помощью глиняного сосуда, оплетённого прутьями, с горячими углями, который носят под одеждой (кангар, кангри). Одежда – штаны (у мужчин – пайджама, у женщин – шальвар), длинная рубаха (ферин), верхний халат (пхирен, перен; у мусульман с запáхом направо, у индусов – налево), у женщин на голове покрывала, у мужчин – шапки из каракуля и тюрбаны.
В основе социальной организации – домохозяйства (чула), патрилинейные роды (кол) и локализованные патрилиниджи (котамб); патрилинейные институты влияют гл. обр. на регулирование браков. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; сиблинги делятся по полу, для обозначения кузенов используются описат. конструкции. В обращении младших родственников к старшим употребляются вокативные термины, образующиеся путём прибавления спец. суффиксов. Касты представлены в осн. среди индусов. Кашмирские брахманы пользуются наивысшим статусом среди брахманов в Индии. Замкнутые проф. группы образуют пастухи, маслоделы, лодочники (ханджи), живущие с семьями в лодках и передвигающиеся по Джеламу. Исполнители сатирич. театра бхандапатхера составляют общину в р-не Анантнаг (представление продолжается с заката до рассвета, драматич. действие сочетается с танцем). В Кашмире находятся руины индуистских храмов, построенных из гигантских каменных блоков (Мартанда – 8 в., Авантипури – 9 в., и др.), буддийские ступы и монастыри (Ламаюру, Алчи, Ликикра и др., 11–12 вв., в г. Лех и близ него), дерев. мечети (Шах-Хамадан, 14 в.; Хазратбал, где хранится волос из бороды Мухаммеда в Сринагаре, 17 в., и др.). Индусы совершают паломничества к пещере Амарнатх к северо-востоку от Сринагара. В древности в Кашмире находились центры кашмирского шиваизма и буддизма, развивались кашмири литература, музыка (часть мелодий, муз. жанров и инструментов принесены из Ср. Азии и Ирана в 15 в.). В Кашмире жили знаменитые санскритоязычные писатели, философы и учёные: Дамодара Гупта (8 в.), Сомадева (автор сб. «Океан сказаний», 11 в.), Кшемендра (11 в.) и др. Отрывки из санскр. хроники Калханы «Раджатарангини» («Волны царей», 12 в.), продолженной в 15–16 вв., читали уличные проф. сказители.