Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАШМИ́РИ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

КАШМИ́РИ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на язы­ке каш­ми­ри, од­на из ли­те­ра­тур Юж. Азии. Раз­ви­ва­ет­ся гл. обр. в ис­то­рич. об­лас­ти Кашмир. Сре­ди её ран­них па­мят­ни­ков – ко­рот­кие сти­хот­во­ре­ния (со­хра­нив­шие­ся пре­им. в уст­ной тра­ди­ции) поэ­тес­сы 14 в. Лал-дэд (Лал­ла, Лал­леш­ва­ри, Ба­буш­ка Лал), в ко­то­рых по­кло­не­ние бо­гу Ши­ве (ши­ва­ит­ское бхак­ти с эле­мен­та­ми йо­ги и тан­триз­ма) поч­ти не­от­ли­чи­мо от по­кло­не­ния не­кое­му вне­кон­фес­сио­наль­но­му Аб­со­лю­ту. Млад­шим со­вре­мен­ни­ком Лал-дэд был по­эт, ко­то­ро­го му­суль­ма­не на­зы­ва­ют Шейх Ну­руд­дин, а ин­ду­сы – Нан­да-ри­ши. Его сти­хи так­же от­ме­че­ны уни­вер­саль­ным син­те­зом су­физ­ма и ши­ва­из­ма.

Со­глас­но пре­да­нию, сул­тан Зайн уль-Аби­дин (пра­вив­ший в 1420–70-х гг.) по­кро­ви­тель­ст­во­вал по­эзии не толь­ко на фар­си, но и на каш­ми­ри. Од­на­ко от это­го вре­ме­ни лит. па­мят­ни­ков на каш­ми­ри поч­ти не со­хра­ни­лось. Хубб (Хаб­ба) Ха­тун (16 в.), же­на по­след­не­го не­за­ви­си­мо­го пра­ви­те­ля Каш­ми­ра из ди­на­стии Чак Юсуф-ша­ха, по­ло­жи­ла на­ча­ло тра­ди­ции лю­бов­ной ли­ри­ки, про­дол­жив­шей­ся во вре­ме­на Ве­ли­ких Мо­го­лов (до сер. 18 в.) и аф­ган­цев, пра­вив­ших Каш­ми­ром до 1819. Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных по­этов этой тра­ди­ции: Ха­би­бул­ла Нау­шах­ри (17 в.), Ру­па Бха­ва­ни (сер. 17 – 1-я треть 18 вв.) и Ар­ни­маль (18 в.). С кон. 18 в. и осо­бен­но в 19 в. уси­ли­лось влия­ние пер­соя­зыч­ной лит-ры. По­эты-му­суль­ма­не ста­ли пе­ре­ла­гать на каш­ми­ри перс. клас­си­ку и соз­да­вать ори­ги­наль­ные про­из­ве­де­ния по перс. об­раз­цам. Вах­хаб Па­ре пе­ре­ло­жил «Шах­на­ме» Фир­до­уси, Ма­уль­ви Сид­ди­кул­ла – «Си­кан­дар-на­мэ» Ни­за­ми Гянд­же­ви. Мах­муд Га­ми ввёл в К. л. жанр га­зе­ли и соз­дал ори­ги­наль­ную по­эму-мас­на­ви «Юсуф и Зу­лей­ха» на биб­лей­ско-ко­ра­нич. сю­жет об Ио­си­фе Пре­крас­ном. Мак­буль Шах про­сла­вил­ся по­эмой «Гуль­рез», Ра­суль Мир – лю­бов­ной по­эзи­ей в фор­ме га­зе­лей.

По­эты-ин­ду­сы про­дол­жа­ли тра­ди­ции бхак­ти и пе­ре­ла­га­ли на каш­ми­ри эпич. и пу­ра­нич. сю­же­ты. Пра­каш Рам (18 в.) пе­ре­ло­жил «Ра­мая­ну». Па­ра­ма­нанд (19 в.), со­че­тая в сво­ей по­эзии криш­на­изм с ши­ва­из­мом, ве­дан­ту с су­физ­мом, со­чи­нил три по­эмы («ма­ха­ка­вья»): «Рад­ха вы­би­ра­ет му­жа» («Рад­ха-сва­ям­ва­ра»), «Жизнь Су­да­мы» («Су­да­ма-ча­ри­та») и «Свадь­ба Ши­вы» («Ши­ва-ла­ган»). Лакш­ман Джу соз­да­вал га­зе­ли и пе­ре­ло­жил на каш­ми­ри эпи­зод из «Ма­хаб­ха­ра­ты» – «Наль и Да­ма­ян­ти».

Вос­при­ятие ев­роп. идей и форм в К. л., про­ис­хо­див­шее мед­лен­нее, чем в дру­гих ли­те­ра­ту­рах Ин­дии, на­чи­на­ет­ся лишь в 20 в. За­чи­на­тель но­вой К. л. – по­эт Гу­лам Ах­мад Махд­жур, соз­да­вав­ший свои про­из­ве­де­ния так­же на фар­си и ур­ду. В его по­эзии зву­ча­ли об­ществ. и по­ли­тич. те­мы. Эту тен­ден­цию про­дол­жил Аб­дул Ахад Азад, ко­то­ро­го на­зы­ва­ют пер­вым под­лин­но со­вре­мен­ным по­этом, пи­сав­шим на каш­ми­ри. Нац. борь­ба сер. 20 в. обо­ст­ри­ла у каш­мир­цев чув­ст­во при­над­леж­но­сти к Каш­ми­ру, к его куль­ту­ре и язы­ку. В 1940-х гг. вме­сто фар­си стал пи­сать на каш­ми­ри по­эт-фи­ло­соф Зин­да Ка­уль, с ур­ду и хин­ди пе­ре­шли на каш­ми­ри по­эты Ди­на­натх На­дим, Амин Ка­миль, Рах­ман Ра­хи. Меж­ре­ли­ги­оз­ные кон­флик­ты 1980–90-х гг. от­ра­зи­лись в твор­че­ст­ве по­эта и учё­но­го Мо­ти­ла­ла Са­ки. Про­за и дра­ма­тур­гия на каш­ми­ри на­ча­ли раз­ви­вать­ся лишь в 20 в. Ах­тар Мо­хи­уд­дин ут­вер­дил в К. л. жанр рас­ска­за. Пер­вые ро­ма­ны поя­ви­лись в 1950-х гг. К. л. соз­да­ёт­ся и в той час­ти Каш­ми­ра, ко­то­рая с 1947 на­хо­дит­ся под кон­тро­лем Па­ки­ста­на, а так­же в каш­мир­ских ди­ас­по­рах в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке.

Изд.: Клас­си­че­ская по­эзия Ин­дии, Ки­тая, Ко­реи, Вьет­на­ма, Япо­нии. М., 1977. С. 136–141; The literary heritage of Kashmir. Delhi, 1985.

Лит.: Kachru B. B. Kashmiri literature. Wies­ba­den, 1981; Raina T. A history of Kashmiri literature. Delhi, 2002.

Вернуться к началу