Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУНВЕЙБИ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 228-229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

ХУНВЕЙБИ́НЫ (кит. – крас­ные ох­ран­ни­ки), чле­ны мо­ло­дёж­ных штур­мо­вых от­ря­дов, ис­поль­зо­вав­ших­ся Мао Цзэ­ду­ном во вре­мя «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» 1966–76 для борь­бы с по­ли­тич. про­тив­ни­ка­ми, а так­же осу­ще­ст­в­ляв­ших мас­со­вый тер­рор про­тив «вра­гов ре­во­лю­ции».

На­ча­лом дви­же­ния Х. счи­та­ет­ся вы­сту­п­ле­ние 25.5.1966 пре­по­да­ва­тель­ни­цы фи­ло­со­фии Пе­кин­ско­го ун-та Не Юань­цзы с жё­ст­кой кри­ти­кой «бур­жу­аз­ной» уни­вер­си­тет­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции и при­зы­вом мо­ло­дё­жи спло­тить­ся в борь­бе с ре­ви­зио­ни­ста­ми. 29 мая уче­ни­ки шко­лы при Ун-те Цинхуа объ­е­ди­ни­лись в 1-й от­ряд, на­звав­ший се­бя Х.; 2-й от­ряд – в Пе­кин­ском ун-те – воз­гла­ви­ла са­ма Не Юань­цзы. Её ма­ни­фест по при­ка­зу Мао Цзэ­ду­на был за­чи­тан по ра­дио и опуб­ли­ко­ван в парт. пе­ча­ти (1–2 ию­ня). К ию­лю 1966 от­ря­ды Х. воз­ник­ли поч­ти во всех выс­ших и сред­них шко­лах.

1 авг. в Пе­ки­не со­сто­ял­ся 11-й Пле­нум 8-го со­ста­ва ЦК Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая, верх на ко­то­ром одер­жа­ли сто­рон­ни­ки Мао. Х. про­воз­гла­ша­лись «от­важ­ны­ми за­стрель­щи­ка­ми ве­ли­кой про­ле­тар­ской куль­тур­ной ре­во­лю­ции», ко­то­рой су­ж­де­но унич­то­жить «че­ты­ре пе­ре­жит­ка» ста­рой куль­ту­ры и соз­дать но­вое ре­во­люц. го­су­дар­ст­во. 18 авг. на пл. Тянь­ань­мынь для встре­чи с Мао Цзэ­ду­ном соб­ра­лись ок. 1 млн. Х. От­ря­ды Х. бы­ли от­прав­ле­ны в разл. го­ро­да Ки­тая (им обес­пе­чи­вал­ся бес­плат­ный про­езд), штур­мо­ви­ки по­все­ме­ст­но унич­то­жа­ли и ос­к­вер­ня­ли куль­тур­ные па­мят­ни­ки (осо­бен­но в не­ки­тай­ских ре­гио­нах КНР); лишь не­ко­то­рые объ­ек­ты по при­ка­зу Чжоу Энь­лая бы­ли взя­ты под ох­ра­ну ар­мии. Учё­ные, пи­са­те­ли, учи­те­ля, об­ви­нён­ные в «бур­жу­аз­но­сти» или «ре­ви­зио­низ­ме», под­вер­га­лись го­не­ни­ям, из­бие­ни­ям, убий­ст­вам, их до­ма раз­граб­ля­лись; та же судь­ба жда­ла парт. чи­нов­ни­ков, не вхо­див­ших в чис­ло бли­жай­ших со­рат­ни­ков Мао. С 22 авг. орга­нам ох­ра­ны по­ряд­ка за­пре­ща­лось про­ти­во­дей­ст­во­вать Х.: они бы­ли по­став­ле­ны над за­ко­ном. За ко­нец авг. – сент. 1966 толь­ко в Пе­ки­не Х. уби­ли бо­лее 1700 чел., мно­гие кон­ча­ли жизнь са­мо­убий­ст­вом, не в си­лах пе­ре­не­сти из­де­ва­тельств. К на­ча­лу окт. 1966 из го­ро­дов Ки­тая из­гна­ли ок. 400 тыс. чел., при­знан­ных «контр­ре­во­лю­цио­не­ра­ми». В дви­же­ние Х., по раз­ным оцен­кам, во­влек­лись от 40 до 90 млн. чел. в воз­рас­те от 13 до 20 лет. Х. бы­ли фа­на­тич­но пре­да­ны Мао Цзэ­ду­ну (обя­за­тель­ный ат­ри­бут штур­мо­ви­ка – ци­тат­ник «Ве­ли­ко­го Корм­че­го», за­учи­вав­ший­ся наи­зусть). Бес­чин­ст­ва Х., их столк­но­ве­ния с от­ря­да­ми цзао­фа­ней и от­ря­да­ми са­мо­обо­ро­ны ме­ст­ных парт­ко­мов при­ве­ли к то­му, что стра­на по­гру­зи­лась в ха­ос.

С февр. 1967 отд. час­ти На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ар­мии Ки­тая при­сту­пи­ли к ли­к­ви­да­ции наи­бо­лее ра­ди­каль­ных от­ря­дов Х. в юж. и центр. об­лас­тях. 5.9.1967 вой­скам от­дан при­каз вос­ста­но­вить по­ря­док; око­ло го­да про­дол­жа­лись бои с от­ря­да­ми Х., ино­гда со­про­во­ж­дав­шие­ся их мас­со­вым рас­стре­лом (Гу­ан­си). Ле­том 1968 на встре­че в Пе­ки­не Мао Цзэ­дун при­ка­зал ли­де­рам Х. пре­кра­тить дея­тель­ность их от­ря­дов. Са­мые ра­ди­каль­ные Х. бы­ли рас­стре­ля­ны и бро­ше­ны в тюрь­мы, ос­таль­ные от­прав­ле­ны «на пе­ре­вос­пи­та­ние» в сель­ские и ма­ло­об­жи­тые рай­оны КНР. Офи­ци­аль­но о рос­пус­ке дви­же­ния объ­яв­ле­но в 1978.

Фе­но­мен дви­же­ния Х. по мас­со­во­сти ох­ва­та (им бы­ла за­тро­ну­та прак­ти­че­ски вся гор. мо­ло­дёжь) и сте­пе­ни вла­сти, пе­ре­дан­ной го­су­дар­ст­вом в ру­ки штур­мо­ви­ков, не име­ет се­бе рав­ных. На неск. ме­ся­цев Х. ста­ли фак­тич. хо­зяе­ва­ми стра­ны, их ру­ка­ми Мао Цзэ­дун и его сто­рон­ни­ки из­ба­ви­лись от по­ли­тич. про­тив­ни­ков, па­рал­лель­но прак­ти­че­ски уни­что­жив кит. ин­тел­ли­ген­цию и на­не­ся тя­же­лей­ший урон куль­ту­ре на­ро­дов Ки­тая, точ­ный мас­штаб ко­то­ро­го до сих пор не ус­та­нов­лен.

Лит.: Сяо­шэн Лян. Ис­по­ведь быв­ше­го хун­вэй­би­на. Минск, 1999; Усов В. Н. Хун­вэй­бин // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу