Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́О ЦЗЭДУ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 68-70

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Панцов

МА́О ЦЗЭДУ́Н (26.12.1893, дер. Шао­шань, у. Сян­тань, пров. Ху­нань – 9.9.1976, Пе­кин), кит. гос. и по­ли­тич. дея­тель. Из за­жи­точ­ной кре­сть­ян­ской се­мьи. В 1901–1906 обу­чал­ся в ча­ст­ной на­чаль­ной шко­ле в дер. Шао­шань, в 1910–11 в на­чаль­ной шко­ле выс­шей сту­пе­ни дер. Дун­шань у. Сян­сян и в сред­ней шко­ле г. Чан­ша (пров. Ху­нань). Ув­ле­кал­ся ре­во­лю­ци­он­но-де­мо­кра­тич. и ли­бе­раль­ны­ми идея­ми, по­сле на­ча­ла Синь­хай­ской ре­во­лю­ции в но­яб. 1911 всту­пил в ре­во­люц. ар­мию. В 1912–18 обу­чал­ся в Ху­нань­ской про­вин­ци­аль­ной сред­ней шко­ле выс­шей сту­пе­ни, за­тем в 4-м и 1-м про­вин­ци­аль­ных пе­да­го­гич. учи­ли­щах г. Чан­ша. Осе­нью 1915 вме­сте с груп­пой де­мо­кра­ти­че­ски на­стро­ен­ных сту­ден­тов ос­но­вал в Чан­ша пат­рио­тич. кру­жок, вес­ной 1918 – про­све­ти­тель­ское ли­бе­раль­но-де­мо­кра­тич. об-во «Об­нов­ле­ние на­ро­да», при­няв­шее уча­стие в реа­ли­за­ции про­грам­мы по от­бо­ру кит. мо­ло­дё­жи для учё­бы и ра­бо­ты во Фран­ции. В авг. 1918 прие­хал в Пе­кин, где ра­бо­тал по­мощ­ни­ком биб­лио­те­ка­ря Пе­кин­ско­го ун-та. То­гда же по­зна­ко­мил­ся с Ли Дач­жао и Чэнь Ду­сю, про­бу­див­ши­ми у не­го ин­те­рес к анар­хиз­му и боль­ше­виз­му. Вес­ной 1919 вер­нул­ся в Чан­ша, где пре­по­да­вал ис­то­рию в од­ной из на­чаль­ных школ и про­дол­жал об­ществ.-по­ли­тич. дея­тель­ность. Из­да­вал жур­на­лы «Сянц­зян­ское обо­зре­ние» и «Но­вая Ху­нань», в ко­то­рых про­па­ган­ди­ро­вал пат­рио­тич., ли­бе­раль­ные и де­мо­кра­тич. идеи.

По­сле встре­чи в 1920 в Шан­хае с Чэнь Ду­сю М. Ц. при­сое­ди­нил­ся к ком­му­ни­стич. дви­же­нию. В ию­ле 1920 в Чан­ша от­крыл пер­вый в Ки­тае коо­пе­ра­тив­ный книж­ный ма­га­зин «Об-во куль­тур­ной кни­ги» для рас­про­стра­не­ния об­ществ.-по­ли­тич. лит-ры, в янв. 1921 там же соз­дал ком­му­ни­стич. орг-цию и ху­нань­ское от­де­ле­ние Со­циа­ли­стич. сою­за мо­ло­дёжи Ки­тая. В 1921 уча­ст­во­вал в 1-м съез­де Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая (КПК) в Шан­хае как пред­ста­ви­тель ху­нань­ской ор­га­ни­за­ции. На пер­вом за­се­да­нии из­бран од­ним из тех­нических сек­ре­та­рей съез­да. В 1921–22 ор­га­ни­зо­вал Ху­нань­ское от­де­ле­ние Все­ки­тай­ско­го ра­бо­че­го сек­ре­та­риа­та и ру­ко­во­дил за­бас­то­воч­ной борь­бой ра­бо­чих Чан­ша и др. го­ро­дов Ху­на­ни и зап. Цзян­си. С окт. 1921 сек­ре­тарь но­во­об­ра­зо­ван­но­го Ху­нань­ско­го к-та КПК, с мая 1922 сек­ре­тарь осо­бо­го Сян­ско­го рай­ко­ма (на­зван по ре­ке Сянц­зян, про­те­каю­щей че­рез пров. Ху­нань), объ­е­ди­нив­ше­го ком­му­ни­с­тов Ху­на­ни и зап. Цзян­си. Вес­ной 1923 ото­зван на ра­бо­ту в ап­па­рат ЦИК КПК. На 3-м съез­де КПК из­бран чле­ном и сек­ре­та­рём ЦИК и зав. ор­га­ни­за­ци­он­ным от­де­лом ЦИК. По­сле съез­да, сле­дуя про­па­ган­ди­руе­мой ру­ко­во­дством КПК в со­от­вет­ст­вии с ре­ко­мен­да­ция­ми Ком­му­ни­сти­че­ско­го ин­тер­на­цио­на­ла (Ко­мин­тер­на) по­ли­ти­ке еди­но­го ан­ти­им­пе­риа­ли­стич. фрон­та (в Ки­тае она пред­по­ла­га­ла со­юз КПК с Го­минь­да­ном), всту­пил в Го­минь­дан и как один из ру­ко­во­ди­те­лей ком­му­ни­стов в янв. 1924 при­нял уча­стие в ра­бо­те его 1-го кон­грес­са; из­бран кан­ди­да­том в чл. ЦИК Го­минь­да­на. В 1925, на­хо­дясь в род­ной де­рев­не в от­пус­ке по бо­лез­ни, воз­гла­вил дви­же­ние ме­ст­ной кре­сть­ян­ской бед­но­ты. С осе­ни 1925 зав. от­де­лом про­па­ган­ды ЦИК Го­минь­да­на в г. Кан­тон и ре­дак­тор го­минь­да­нов­ско­го еже­не­дель­ни­ка «По­ли­ти­ка». В янв. 1926 при­нял уча­стие во 2-м съез­де Го­минь­да­на, на ко­то­ром пе­ре­из­бран кан­ди­да­том в чл. ЦИК Го­минь­да­на. В мар­те то­го же го­да на­зна­чен ди­рек­то­ром 6-го на­бо­ра об­ще­ки­тай­ских кур­сов кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния. С на­ча­ла но­яб. 1926 сек­ре­тарь к-та кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния ЦИК КПК. В 1927 опуб­ли­ко­вал док­лад о по­ло­же­нии кре­сть­ян в пров. Ху­нань, в ко­то­ром при­звал к ра­ди­каль­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям в кит. де­рев­не. Дея­тель­ность М. Ц. при­влек­ла вни­ма­ние ЦК ВКП(б) и Ко­мин­тер­на. Вес­ной 1927 на 5-м съез­де КПК из­бран кан­ди­да­том в чл. ЦК КПК, ле­том 1927 (по­сле раз­ры­ва КПК с Го­минь­да­ном) – кан­ди­да­том в чл. Врем. По­лит­бю­ро ЦК КПК. Ак­тив­но про­па­ган­ди­ро­вал идею соз­да­ния ком­му­ни­стич. ар­мии как главного ин­ст­ру­мен­та за­вое­ва­ния по­ли­тич. вла­сти, что име­ло прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния стра­те­гии и так­ти­ки ре­во­люц. борь­бы в Ки­тае. В сент. 1927 ор­га­ни­зо­вал ан­ти­го­минь­да­нов­ское вос­ста­ние в вост. Ху­на­ни (см. «Осен­не­го уро­жая» вос­ста­ние), по­сле по­ра­же­ния ко­то­ро­го во гла­ве груп­пы пов­стан­цев ушёл в вы­со­ко­гор­ный рай­он Цзин­ган­шань, где соз­дал пер­вый в Ки­тае «сов. рай­он». Ле­том 1928 на 6-м съез­де КПК за­оч­но из­бран чл. ЦК КПК, с но­яб. 1928 пред­ста­ви­тель КПК и по­лит­ко­мис­сар 4-го кор­пу­са Крас­ной ар­мии Ки­тая (КАК). С янв. 1929 за­ни­мал­ся ор­га­ни­за­ци­ей ре­во­люц. ба­зы (впо­след­ст­вии Центр. ре­во­люц. ба­за) в юж. Цзян­си и зап. Фуц­зя­ни. С авг. 1930 сек­ре­тарь фрон­то­во­го ко­ми­тета КПК и по­лит­ко­мис­сар 1-го фрон­та КАК. В 1930–33 один из ор­га­ни­за­то­ров обо­ро­ны Центр. ре­во­люц. ба­зы от втор­же­ний го­минь­да­нов­ских войск (см. Гра­ж­дан­ская вой­на в Ки­тае 1927–37). С сент. 1930 кан­ди­дат в чл. По­лит­бю­ро ЦК КПК, в но­яб. 1931 на 1-м Все­ки­тай­ском съез­де со­ве­тов в г. Жуй­цзинь (пров. Цзян­си) из­бран пред. ЦИК и гла­вой Сов­нар­ко­ма но­во­об­ра­зо­ван­ной Кит. Сов. Рес­пуб­ли­ки. В янв. 1934 по ре­ко­мен­да­ции Ко­мин­тер­на на рас­ши­рен­ном пле­ну­ме ЦК КПК пе­ре­ве­дён из кан­ди­да­тов в чл. По­лит­бю­ро ЦК КПК. В 1934–35 один из ру­ко­во­ди­те­лей Се­ве­ро-за­пад­но­го по­хо­да 1934–36 1-го фрон­та КАК из пров. Цзян­си в По­гра­нич­ный рай­он Шэнь­си – Гань­су – Нин­ся. В янв. 1935 на рас­ши­рен­ном со­ве­ща­нии По­лит­бю­ро ЦК КПК в г. Цзу­ньи (пров. Гуй­чжоу) под­верг кри­ти­ке ле­вац­кие эле­мен­ты в парт. ру­ко­во­дстве и ар­мей­ском ко­ман­до­ва­нии за ошиб­ки, став­шие при­чи­ной ря­да серь­ёз­ных по­ра­же­ний КАК. Был под­дер­жан по­ле­вы­ми ко­ман­ди­ра­ми и ко­оп­ти­ро­ван в со­став По­сто­ян­но­го к-та По­лит­бю­ро ЦК КПК. По­сле объ­е­ди­не­ния в пров. Гань­су 1, 2 и 4-го фрон­тов КАК с дек. 1935 пред. Центр. ре­во­лю­ци­он­но­го во­ен. к-та.

В го­ды гражд. вой­ны в Ки­тае М. Ц. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вал тео­ре­тич. во­про­сы ор­га­ни­за­ции ре­во­люц. борь­бы, фор­ми­ро­ва­ния ре­во­люц. ар­мии, парт. строи­тель­ст­ва (в сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ном ви­де из­ло­же­ны в ра­бо­те «Стра­те­ги­че­ские во­про­сы ре­во­лю­ци­он­ной вой­ны в Ки­тае», 1936), кри­ти­ко­вал аван­тю­ризм «ульт­ра­ле­вых» сил в КПК, по­ка­зы­вая не­со­стоя­тель­ность их по­зи­ции, в т. ч. с фи­лос. точ­ки зре­ния («От­но­си­тель­но прак­ти­ки», «От­но­си­тель­но про­ти­во­ре­чия», обе 1937).

С на­ча­лом На­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны в Ки­тае про­тив япон­ских за­хват­чи­ков 1937–45 на за­се­да­нии По­лит­бю­ро ЦК КПК в Ло­чуа­не (пров. Шэнь­си) в авг. 1937 М. Ц. сфор­му­ли­ро­вал про­грам­му и по­ли­тич. ус­та­нов­ки пар­тии на пе­ри­од вой­ны, ука­зав на то, что воо­руж. про­ти­во­бор­ст­во с Япо­ни­ей не­из­беж­но при­об­ре­тёт за­тяж­ной ха­рак­тер и ре­шаю­щее зна­че­ние для дос­ти­же­ния по­бе­ды бу­дет иметь ис­поль­зо­ва­ние пар­ти­зан­ской так­ти­ки и со­хра­не­ние КПК са­мо­стоя­тель­но­сти и ини­циа­ти­вы в рам­ках еди­но­го ан­ти­япон­ско­го фрон­та; в 1938 эти по­ло­же­ния в раз­вёр­ну­том ви­де обос­но­вал в ра­бо­тах «Во­про­сы стра­те­гии пар­ти­зан­ской вой­ны про­тив япон­ских за­хват­чи­ков», «О за­тяж­ной вой­не» и др. В 1939–40 в ра­бо­тах «Ки­тай­ская ре­во­лю­ция и Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия Ки­тая», «О но­вой де­мо­кра­тии» и др., опи­ра­ясь на мар­кси­ст­ско-ле­нин­ское по­ло­же­ние о ру­ко­во­дя­щей ро­ли про­ле­та­риа­та в де­мо­кра­тич. пре­об­ра­зо­ва­ни­ях, вы­дви­нул кон­цеп­цию «но­во­де­мо­кра­ти­че­ской ре­во­лю­ции» в Ки­тае, сфор­му­ли­ро­вал её по­ли­тич., эко­но­мич. и куль­тур­ную про­грам­му.

В мар­те 1943 М. Ц. воз­гла­вил По­лит­бю­ро ЦК КПК, в ап­ре­ле – ию­не 1945 пред­се­да­тель­ст­во­вал на 7-м съез­де КПК, на 1-м пле­ну­ме ЦК КПК 7-го со­зы­ва из­бран пред. ЦК, По­лит­бю­ро и Сек­ре­та­риа­та ЦК КПК (пе­ре­из­би­рал­ся на этот пост на всех по­сле­дую­щих съез­дах КПК, вплоть до сво­ей смер­ти). То­гда же в ус­тав КПК бы­ло вне­се­но по­ло­же­ние о том, что «Ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия Ки­тая во всей сво­ей ра­бо­те ру­ко­во­дству­ет­ся идея­ми Мао Цзэ­ду­на»; в док­ла­де о но­вом ус­та­ве пар­тии идеи М. Ц. ква­ли­фи­ци­ро­ва­лись как со­еди­не­ние тео­рии мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма с прак­ти­кой кит. ре­во­лю­ции. 7-й съезд КПК стал важ­ной ве­хой в фор­ми­ро­ва­нии куль­та лич­но­сти Мао Цзэ­ду­на.

В хо­де На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны в Ки­тае 1946–49 ру­ко­во­ди­мая КПК На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ная ар­мия Ки­тая на­нес­ла по­ра­же­ние вой­скам Го­минь­да­на. М. Ц. при­ни­мал не­по­средств. уча­стие в пла­ни­ро­ва­нии и про­ве­де­нии ря­да круп­ных бое­вых опе­ра­ций. По­сле ус­та­нов­ле­ния кон­тро­ля над боль­шей ча­стью кон­ти­нен­таль­но­го Ки­тая КПК под рук. М. Ц. взя­ла в свои ру­ки управ­ле­ние стра­ной. 30.9.1949 М. Ц. был из­бран пред. Центр. нар. пра­ви­тель­ст­ва, от име­ни ко­то­ро­го 1.10.1949 про­воз­гла­сил соз­да­ние Кит. Нар. Рес­пуб­ли­ки (КНР). В дек. 1949 – февр. 1950 на­хо­дил­ся в СССР, где встре­чал­ся с И. В. Ста­ли­ным и под­пи­сал сов.-кит. до­го­вор о друж­бе, сою­зе и вза­им­ной по­мо­щи и ряд др. со­гла­ше­ний.

М. Ц. сыг­рал гл. роль в про­ве­де­нии со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ний в КНР. В 1950 ини­ции­ро­вал кам­па­нию по борь­бе с внутр. контр­ре­во­лю­ци­ей, в 1951–52 ор­га­ни­зо­вал дви­же­ние за идео­ло­гич. пе­ре­вос­пи­та­ние ин­тел­ли­ген­ции и кам­па­нию про­тив «трёх зол» и «пя­ти зол», на­прав­лен­ную на ог­ра­ни­че­ние ча­ст­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. В 1951–53 ру­ко­во­дил про­ве­де­ни­ем аг­рар­ной ре­фор­мы. Ле­том 1953 сфор­му­ли­ро­вал ге­не­раль­ную ли­нию пар­тии на строи­тель­ст­во со­циа­лиз­ма сов. об­раз­ца, ко­то­рая по­лу­чи­ла от­ра­же­ние в при­ня­том в ок­тяб­ре то­го же го­да ЦК КПК про­грамм­ном до­ку­мен­те «Бо­роть­ся за мо­би­ли­за­цию всех сил для пре­вра­ще­ния на­шей стра­ны в ве­ли­кое со­циа­ли­сти­че­ское го­су­дар­ст­во». В сент. 1954 воз­гла­вил ра­бо­ту 1-й сес­сии Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния нар. пред­ста­ви­те­лей, на ко­то­рой бы­ла при­ня­та Кон­сти­ту­ция КНР, а М. Ц. из­бран пред. КНР. В ию­ле 1955 на­стоя­тель­но ре­ко­мен­до­вал ус­ко­рить коо­пе­ри­ро­ва­ние с. х-ва КНР (в окт. 1955 ини­циа­ти­ва М. Ц. бы­ла оформ­ле­на в ка­че­ст­ве ре­ше­ния 6-го, рас­ши­рен­но­го пле­ну­ма ЦК КПК 7-го со­зы­ва). В 1955–56 ру­ко­во­дил про­ве­де­ни­ем со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ний в пром-сти, тор­гов­ле и аг­рар­ном сек­то­ре. В апр. 1956 на рас­ши­рен­ном за­се­да­нии По­лит­бю­ро ЦК КПК вы­сту­пил с ре­чью «О де­ся­ти важ­ней­ших взаи­мо­от­но­ше­ни­ях», в ко­то­рой обоб­щил опыт строи­тель­ст­ва со­циа­лиз­ма в Ки­тае и по­пы­тал­ся оп­ре­де­лить путь даль­ней­ших со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ний, со­от­вет­ст­вую­щий спе­ци­фич. кит. ус­ло­ви­ям. В 1956 М. Ц. пред­ло­жил на­чать ши­ро­кую дис­кус­сию с ин­тел­ли­ген­ци­ей под ло­зун­гом «Пусть рас­цве­та­ют сто цве­тов, пусть со­пер­ни­ча­ют сто школ».

Ре­ше­ния 20-го съез­да КПСС, осу­див­ше­го культ лич­но­сти И. В. Ста­ли­на, и 8-го съез­да КПК в сент. 1956, со­ли­да­ри­зи­ро­вав­ше­го­ся с ли­ни­ей сов. ком­му­ни­стов и изъ­яв­ше­го из ус­та­ва по­ло­же­ние о ру­ко­во­дя­щей ро­ли «идей Мао Цзэ­ду­на», сти­му­ли­ро­ва­ли рез­кое из­ме­не­ние в от­но­ше­нии М. Ц. к КПСС и ис­поль­зо­ва­нию сов. опы­та со­циа­ли­стич. строи­тель­ст­ва. На 2-м пле­ну­ме ЦК КПК 8-го со­зы­ва 15.11.1956 он вы­сту­пил с кри­ти­кой по­ли­ти­ки «дес­та­ли­ни­за­ции», про­во­ди­мой в СССР. В ре­чи «О пра­виль­ном раз­ре­ше­нии про­ти­во­ре­чий внут­ри на­ро­да» (27.2.1957) вы­дви­нул те­зис о со­хра­няю­щих­ся в ус­ло­ви­ях со­циа­лиз­ма ост­рых клас­со­вых про­ти­во­ре­чи­ях, пре­ж­де все­го ме­ж­ду на­ро­дом и «вра­га­ми на­ро­да». По его ини­циа­ти­ве бы­ла раз­вёр­ну­та кам­па­ния по «упо­ря­до­че­нию сти­ля», в хо­де ко­то­рой под­чёр­ки­ва­лась не­об­хо­ди­мость об­ра­ще­ния к тра­ди­ци­ям ра­бо­ты и жиз­ни вре­мён гражд. вой­ны, с ле­та 1957 в КНР на­ча­лись ак­тив­ные пре­сле­до­ва­ния «пра­вых эле­мен­тов».

В но­яб. 1957 М. Ц. воз­гла­вил кит. пар­тий­но-пра­ви­тельств. де­ле­га­цию, ко­то­рая при­сут­ст­во­ва­ла на празд­но­ва­нии в СССР 40-й го­дов­щи­ны Окт. ре­во­лю­ции 1917 и со­ве­ща­нии пред­ста­ви­те­лей ком­му­ни­стич. и ра­бо­чих пар­тий. От име­ни КПК он под­пи­сал при­ня­тые на со­ве­ща­нии в Мо­ск­ве до­ку­мен­ты, а в вы­сту­п­ле­нии фор­маль­но при­знал ве­ду­щую роль КПСС и Сов. Сою­за в ан­ти­им­пе­риа­ли­стич. борь­бе. Од­на­ко по воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну он на­чал по­сте­пен­но сво­ра­чи­вать курс на со­труд­ни­че­ст­во с «сов. ре­ви­зио­ни­ста­ми», по­ла­гая, что, дви­га­ясь по спе­ци­фич. «кит. пу­ти» и ис­поль­зуя ко­манд­ные ме­то­ды, мож­но в пре­дель­но сжа­тые сро­ки за­вер­шить по­строе­ние со­циа­лиз­ма в стра­не.

Мао Цзэдун. Фото. 1960-е гг.

В мае 1958 на 2-й сес­сии 8-го съез­да КПК бы­ла ут­вер­жде­на но­вая по­ли­тич. ус­та­нов­ка, вы­ра­жав­шая­ся в пред­ло­жен­ной М. Ц. фор­му­ле «на­пря­гая все си­лы, стре­мясь впе­рёд, стро­ить со­циа­лизм по прин­ци­пу: боль­ше, бы­ст­рее, луч­ше, эко­ном­нее». В КНР раз­вер­ну­лось ини­ции­ро­ван­ное М. Ц. дви­же­ние за «боль­шой ска­чок» в эко­но­ми­ке, на­ча­лось мас­со­вое соз­да­ние «на­род­ных ком­мун». С по­мо­щью по­ли­ти­ки «боль­шо­го скач­ка» при опо­ре на «нар. ком­му­ну» пла­ни­ро­ва­лось в те­че­ние не­сколь­ких лет по­стро­ить в КНР ком­му­ни­стич. об­ще­ст­во, обо­гнать СССР и вы­вес­ти Ки­тай в раз­ряд ве­ду­щих ин­ду­ст­ри­аль­ных дер­жав ми­ра. Од­на­ко уже пер­вые ме­ся­цы по­ли­ти­ки «боль­шо­го скач­ка» по­ка­за­ли её не­со­стоя­тель­ность. В окт. 1958 – апр. 1959 М. Ц. ини­ции­ро­вал вне­се­ние не­ко­то­рых кор­рек­тив в из­бран­ный курс, од­на­ко на­сто­ял на его про­дол­же­нии. 27.4.1959 на 1-й сес­сии Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния нар. пред­ста­ви­те­лей 2-го со­зы­ва сло­жил с се­бя обя­зан­но­сти пред. КНР, зая­вив о на­ме­ре­нии це­ли­ком со­сре­до­то­чить­ся на парт. ра­бо­те. В ию­ле – авг. 1959 воз­гла­вил борь­бу про­тив кри­ти­ков по­ли­ти­ки «боль­шо­го скач­ка» во гла­ве с Пэн Дэхуа­ем, об­ви­нён­ных в «пра­вом ук­ло­низ­ме» и на­ме­ре­нии за­хва­тить ру­ко­вод­ство пар­ти­ей. Упор­ст­во М. Ц. в про­ве­де­нии кур­са на ус­ко­рен­ную ин­ду­ст­риа­ли­за­цию име­ло для КНР в нач. 1960-х гг. ис­клю­чи­тель­но тя­жё­лые по­след­ст­вия, вы­зва­ло го­лод и мас­со­вую ги­бель на­се­ле­ния стра­ны.

В ста­тье, по­свя­щён­ной 90-ле­тию со дня ро­ж­де­ния В. И. Ле­ни­на, под­го­тов­лен­ной ру­ко­во­дством КПК по со­гла­со­ва­нию с М. Ц., 16.4.1960 бы­ли под­верг­ну­ты кри­ти­ке «ре­ви­зио­ни­ст­ские тен­ден­ции» в по­ли­ти­ке КПСС и ру­ко­во­дства СССР. Она да­ла старт от­кры­той ан­ти­со­вет­ской кам­па­нии в КНР под ло­зун­гом борь­бы про­тив «сов. ге­ге­мо­низ­ма и ве­ли­ко­дер­жав­но­го шо­ви­низ­ма», ко­то­рая при­ве­ла к прак­ти­че­ски пол­но­му свёр­ты­ва­нию сов.-кит. со­труд­ни­че­ст­ва во всех сфе­рах и во­ен.-по­ли­тич. кон­фрон­та­ции ме­ж­ду КНР и СССР. В нач. 1960-х гг. М. Ц. про­воз­гла­сил КНР «цен­тром ми­ро­вой ре­во­лю­ции», вы­сту­пив тем са­мым с пре­тен­зи­ей на ли­дер­ст­во в ме­ж­ду­нар. ком­му­ни­стич. и нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­нии, вы­дви­нул ло­зун­ги ис­кусств. «ус­коре­ния» ре­во­люц. про­цес­са в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Лат. Аме­ри­ки, раз­вя­зы­ва­ния «на­род­ных войн ки­тай­ско­го ти­па» и от­ка­за от по­ли­ти­ки мир­но­го со­су­ще­ст­во­ва­ния.

Осе­нью 1962 М. Ц. ини­ции­ро­вал про­ве­де­ние кам­па­нии «со­циа­ли­стич. вос­пи­та­ния», ло­зунг ко­то­рой гла­сил: «Бо­роть­ся про­тив внеш­не­го ре­ви­зио­низ­ма, не до­пус­кать внут­рен­не­го ре­ви­зио­низ­ма». Це­лью кам­па­нии (её про­ве­де­ние бы­ло одоб­ре­но 20.5.1963 ре­ше­ни­ем ЦК КПК) яв­лял­ся окон­чат. раз­гром «ре­ви­зио­ни­стов» в гос. и парт. ру­ко­во­дстве и «вос­пи­та­ние ре­во­люц. на­след­ни­ков». В по­сле­дую­щие го­ды эта кам­па­ния пе­ре­рос­ла в «куль­тур­ную ре­во­лю­цию» 1966–1976, имев­шую для КНР очень тя­жё­лые по­след­ст­вия. Ини­ции­ро­ван­ная и на­прав­ляе­мая не­по­сред­ст­вен­но М. Ц., она име­ла це­лью не в по­след­нюю оче­редь ут­вер­дить его не­пре­ре­кае­мый ав­то­ри­тет в во­про­сах гос. и парт. строи­тель­ст­ва, идео­ло­гии, окон­ча­тель­но уст­ра­нить на всех уров­нях вла­сти в КНР сто­рон­ни­ков ре­ше­ний 8-го съез­да КПК. К кон. 1960-х гг. эти за­да­чи во мно­гом бы­ли ре­ше­ны. В апр. 1969 9-й съезд КПК одоб­рил по­ли­ти­ку «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» и вновь про­воз­гла­сил идео­ло­гич. ос­но­вой пар­тии «идеи Мао Цзэ­ду­на». Культ лич­но­сти М. Ц., си­лой на­са­ж­дав­ший­ся хун­вэй­би­на­ми и цзао­фа­ня­ми, ко­то­рые поль­зо­ва­лись его под­держ­кой, в этот пе­ри­од дос­тиг в КНР сво­его апо­гея.

На ру­бе­же 1960–70-х гг. в ус­ло­ви­ях кон­флик­та с СССР М. Ц. вы­сту­пил ини­циа­то­ром нор­ма­ли­за­ции от­но­ше­ний Ки­тая с США и ве­ду­щи­ми ка­пи­та­ли­стич. стра­на­ми. Со­труд­ни­че­ст­во с ни­ми М. Ц. рас­смат­ри­вал в ка­че­ст­ве важ­но­го ин­ст­ру­мен­та мо­дер­ни­за­ции нац. эко­но­ми­ки и воо­руж. сил. Для обос­но­ва­ния но­во­го внеш­не­по­ли­тич. кур­са он вы­дви­нул т. н. кон­цеп­цию трёх ми­ров («им­пе­риа­ли­стич. сверх­дер­жа­вы» СССР и США – «пер­вый мир», раз­ви­тые го­су­дар­ст­ва Ев­ро­пы и Азии – «вто­рой», раз­ви­ваю­щиеся стра­ны, вклю­чая Ки­тай, – «тре­тий») и ло­зунг соз­да­ния «еди­но­го фрон­та» «вто­ро­го» и «третье­го ми­ров» для про­ти­во­дей­ст­вия «ге­ге­мо­ни­ст­ским уст­рем­ле­ни­ям» сверх­дер­жав, пре­ж­де все­го СССР. В 1971 он санк­цио­ни­ро­вал пре­сле­до­ва­ние сво­его «официального пре­ем­ни­ка» Линь Бяо, ко­то­ро­му бы­ли ин­кри­ми­ни­ро­ва­ны под­го­тов­ка гос. пе­ре­во­ро­та и убий­ст­ва М. Ц., по­сле че­го раз­вер­нул две по­ли­ти­ко-идео­ло­гич. кам­па­нии по его кри­ти­ке.

В по­след­ние го­ды жиз­ни М. Ц. стра­дал лё­гоч­но-сер­деч­ной не­дос­та­точ­но­стью и бо­ко­вым амио­тро­фич. скле­ро­зом. В ру­ко­во­дстве парт. и гос. де­ла­ми ему ока­зы­ва­ла боль­шую по­мощь суп­ру­га Цзян Цин, во­круг ко­то­рой в 1973–76 сфор­ми­ро­ва­лась ле­вац­кая груп­пи­ров­ка вы­дви­жен­цев «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» (см. «Че­ты­рёх» груп­па). Эта груп­пи­ров­ка поль­зо­ва­лась под­держ­кой М. Ц. и в свою оче­редь ока­зы­ва­ла на не­го серь­ёз­ное влия­ние. Од­ним из по­след­них по­ли­тич. ре­ше­ний, при­ня­тых М. Ц. под влия­ни­ем Цзян Цин и её ок­ру­же­ния, ста­ло сня­тие в апр. 1976 со всех по­стов Дэн Сяо­пи­на. М. Ц. скон­чал­ся от ин­фарк­та мио­кар­да. Сра­зу по­сле его смер­ти груп­па «че­ты­рёх» бы­ла аре­сто­ва­на. За­баль­за­ми­ро­ван­ное те­ло М. Ц. бы­ло по­ме­ще­но в мав­зо­лее на пл. Тянь­ань­мынь в цен­тре Пе­ки­на.

Со­сто­яв­ший­ся в ию­не 1981 6-й пле­нум ЦК КПК 11-го со­зы­ва при­нял «Ре­ше­ние по не­ко­то­рым во­про­сам ис­то­рии КПК со вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ния КНР», в ко­то­ром оха­рак­те­ри­зо­вал «идеи Мао Цзэ­ду­на» как «при­ме­не­ние на прак­ти­ке и раз­ви­тие мар­ксиз­ма-ле­ни­низ­ма в Ки­тае», как «квинт­эс­сен­цию кол­лек­тив­ной муд­ро­сти КПК». Пле­нум ука­зал на не­об­хо­ди­мость про­во­дить раз­ли­чие ме­ж­ду «идея­ми Мао Цзэ­ду­на» «как на­уч­ной тео­ри­ей, вы­дер­жав­шей дли­тель­ное ис­пы­та­ние ис­то­ри­ей», и «ошиб­ка­ми то­ва­ри­ща Мао Цзэ­ду­на, до­пу­щен­ны­ми им в по­след­ние го­ды жиз­ни», не пе­ре­чёр­ки­ваю­щи­ми, од­на­ко, его ог­ром­ный вклад в обес­пе­че­ние по­бе­ды со­циа­ли­стич. ре­во­лю­ции в Ки­тае.

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1952–1953. Т. 1–4; Вы­сту­п­ле­ния, ра­нее не пуб­ли­ко­вав­шие­ся в ки­тай­ской пе­ча­ти. М., 1975–1976. Вып. 1–6; Mao’s road to rower: revolutionary writings 1912–1949. N. Y.; L., 1992–2005. Vol. 1–7; Ав­то­био­гра­фия. Сти­хи / Пре­дисл., ком­мент., пер. А. В. Пан­цо­ва. М., 2008.

Лит.: Schram S. Mao Tse-tung. Harmonds­worth, 1974; Ли Чжи­суй. Мао Цзэ­дун: За­пис­ки лич­но­го вра­ча. Минск; Смо­ленск, 1996. Кн. 1–2; Шорт Ф. Мао Цзэ­дун. М., 2001; Ли Минь. Мой отец Мао Цзэ­дун. Пе­кин, 2004; Га­ле­но­вич Ю. М. Смерть Мао Цзэ­ду­на. М., 2005; Пан­цов А. В. Мао Цзэ­дун. М., 2007; он же. Мао: «Ве­ли­кий корм­чий» и его эпо­ха. М., 2009; он же. Рас­ска­зы о Мао Цзэ­ду­не. Рос­тов н/Д., 2009. Кн. 1–2; Чжан Юн, Хол­ли­дей Дж. Не­из­вест­ный Мао. М., 2007.

Вернуться к началу