Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЧЕТЫРЁХ» ГРУ́ППА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 513-514

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Дмитриев

«ЧЕТЫРЁХ» ГРУ́ППА («бан­да че­ты­рёх»), на­име­но­ва­ние ли­де­ров ле­во­го кры­ла Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая (КПК), объ­яв­лен­ных гл. ви­нов­ни­ка­ми пре­сту­п­ле­ний, свя­зан­ных с «куль­тур­ной ре­во­лю­ци­ей» 1966–76. По­сле смер­ти Мао Цзэ­ду­на парт. и гос. власть со­сре­до­то­чи­лась в ру­ках Хуа Го­фэ­на. 6.10.1976 по его при­ка­зу бы­ли аре­сто­ва­ны: вдо­ва Мао Цзэ­ду­на – Цзян Цин; чл. По­сто­ян­но­го к-та По­лит­бю­ро ЦК КПК и зам. пред. ЦК Ван Хун­вэнь (1935–92), с 1973 рас­смат­ри­вав­ший­ся мно­ги­ми как пре­ем­ник Мао Цзэ­ду­на; чл. По­сто­ян­но­го к-та По­лит­бю­ро, нач. Гл. по­лит­управ­ле­ния На­род­но-ос­во­бо­ди­тель­ной ар­мии Ки­тая Чжан Чунь­цяо (1917–2005); жур­на­лист и пи­са­тель, чл. По­лит­бю­ро Яо Вэнь­юань (1931–2005). Все чет­ве­ро име­ли не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к «куль­тур­ной ре­во­лю­ции». Ста­тья Яо Вэнь­юа­ня «Кри­ти­ка но­вой ис­то­ри­че­ской опе­ры "Раз­жа­ло­ва­ние Хай Жуя"», вы­шед­шая 10.11.1965 в шан­хай­ской газ. «Вэньху­эй бао» («Куль­тур­ная свод­ка»), ста­ла её про­ло­гом и проб­ным кам­нем. Цзян Цин и Чжан Чунь­цяо бы­ли в чис­ле ру­ко­во­ди­те­лей Груп­пы по де­лам «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» при ЦК КПК, соз­дан­ной в мае 1966. Ван Хун­вэнь в 1966 стал од­ним из гла­ва­рей шан­хай­ских цзао­фа­ней, в 1967 вме­сте с Чжан Чунь­цяо во­шёл в чис­ло ли­де­ров Шан­хай­ской ком­му­ны и Шан­хай­ско­го рев­ко­ма. Все чет­ве­ро бы­ли ак­тив­ны­ми сто­рон­ни­ка­ми борь­бы с по­ли­тич. про­тив­ни­ка­ми Мао Цзэ­ду­на в пар­тии, по­все­ме­ст­но­го на­са­ж­де­ния но­вой ре­во­люц. куль­ту­ры и без­жа­ло­ст­но­го унич­то­же­ния «пе­ре­жит­ков про­шло­го», при­вет­ст­во­ва­ли звер­ст­ва хун­вэй­би­нов и цзао­фа­ней. В один день с «Ч.»г. был аре­сто­ван племян­ник Мао Цзэ­ду­на, ра­ди­каль­ный дея­тель «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» Мао Юань­син (р. 1941), од­на­ко, в свя­зи с вы­со­ким род­ст­вом, он не был вклю­чён в чис­ло «Ч.»г. 20.11.1980–25.1.1981 про­шёл от­кры­тый су­деб­ный про­цесс, на ко­то­ром бы­ли осу­ж­де­ны чле­ны «Ч.»г. и объ­яв­лен­ные их по­дель­ни­ка­ми Мао Юань­син и пред. Груп­пы по де­лам «куль­тур­ной ре­во­лю­ции», один из гл. идео­ло­гов дви­же­ния хун­вэй­би­нов Чэнь Бо­да (1904–89), с 1971 на­хо­див­ший­ся под аре­стом. Они бы­ли об­ви­не­ны в ан­ти­партий­ной дея­тель­но­сти, под­го­тов­ке гос. пе­ре­во­ро­та, а так­же в не­обос­но­ван­ных ре­прес­си­ях 750 тыс. чел. и ги­бе­ли 34375 чел. в пе­ри­од с 1966 по 1976. По­соб­ни­ка­ми «Ч.»г. бы­ли на­зва­ны гла­ва кит. гос­безо­пас­но­сти Кан Шэн (1898–75) и пред. Пе­кин­ско­го рев­ко­ма, ген.-полк. Се Фуч­жи (1909–72). Из под­су­ди­мых не при­зна­ла свою ви­ну лишь Цзян Цин, ут­вер­ждав­шая, что она бы­ла толь­ко ис­пол­ни­те­лем во­ли Мао Цзэ­ду­на. Спе­ци­аль­ная су­деб­ная кол­ле­гия при Вер­хов­ном нар. су­де КНР при­го­во­ри­ла Цзян Цин и Чжан Чунь­цяо к смерт­ной каз­ни с от­сроч­кой при­го­во­ра на два го­да (в 1983 казнь за­ме­не­на по­жиз­нен­ным за­клю­че­ни­ем, Цзян Цин в 1984 пе­ре­ве­де­на под до­маш­ний арест, по­кон­чи­ла с со­бой; Чжан Чунь­цяо ос­во­бо­ж­дён в 1998), Ван Хун­вэнь при­го­во­рён к по­жиз­нен­но­му за­клю­че­нию (умер в тюрь­ме в 1992), Яо Вэнь­юань – к 20, Чэнь Бо­да – к 18 (ос­во­бо­ж­дён в 1988 по со­стоя­нию здо­ро­вья), Мао Юань­син – к 17 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. Кан Шэн и Се Фуч­жи бы­ли по­смерт­но ис­клю­че­ны из пар­тии, их прах уда­лён с Ба­бао­шань­ско­го ре­во­люц. клад­би­ща. Раз­би­ра­тель­ст­во по де­лу «Ч.»г. бы­ло объ­е­ди­не­но с про­цес­сом над «груп­пой» од­но­го из ор­га­ни­за­то­ров «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» Линь Бяо: ряд круп­ных вое­на­чаль­ни­ков бы­ли при­го­во­ре­ны к дли­тель­ным сро­кам тю­рем­но­го за­клю­че­ния. Не­смот­ря на то что нет ни­ка­ко­го со­мне­ния в при­ча­ст­но­сти всех осу­ж­дён­ных к пре­сту­п­ле­ни­ям «куль­тур­ной ре­во­лю­ции», гл. при­чи­ной их аре­ста бы­ло же­ла­ние Хуа Го­фэ­на дек­ла­ри­ро­вать за­вер­ше­ние «куль­тур­ной ре­во­лю­ции», не на­но­ся при этом урон ре­пу­та­ции Мао Цзэ­ду­на, чья лич­ность бы­ла слиш­ком важ­на для ис­то­рии КНР и КПК, что­бы под­верг­нуть­ся осу­ж­де­нию. Имен­но с этой за­да­чей свя­за­ны край­не не­убе­дит. за­яв­ле­ния, что «Ч.»г. пы­та­лась за­хва­тить власть ещё при жиз­ни Мао Цзэ­ду­на, ко­то­рый, про­ти­во­стоя ей, яко­бы сам пред­ло­жил тер­мин «бан­да че­ты­рёх». Про­цесс над «Ч.»г. был край­не ва­жен как сим­во­лич. осу­ж­де­ние «куль­тур­ной ре­во­лю­ции», знак окон­ча­ния эпо­хи мао­и­ст­ских со­ци­аль­ных экс­пе­ри­мен­тов и на­ча­ла ре­форм в по­ли­ти­ке и эко­но­ми­ке, свя­зан­ных с име­нем Дэн Сяо­пи­на.

Лит.: Усов В. Н. Сы жэнь бан // Ду­хов­ная куль­ту­ра Ки­тая. М., 2009. Т. 4.

Вернуться к началу