Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОМИНЬДА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 380-381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Юркевич

ГОМИНЬДА́Н (кит., букв. – на­цио­наль­ная пар­тия), пра­вя­щая по­ли­тич. пар­тия в Ки­тае в 1928–49, на Тай­ва­не – в 1949–1996. Пер­вая ор­га­ни­за­ция с назв. «Г.» воз­ник­ла по­сле Синь­хай­ской ре­во­лю­ции 1911–12 в ре­зуль­та­те слия­ния воз­глав­ляв­ше­го­ся Сунь Ят­се­ном сою­за Тун­мэнху­эй с не­сколь­ки­ми ли­бе­раль­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми, вы­сту­пав­ши­ми за пар­ла­мент­скую рес­пуб­ли­ку, про­тив мо­нар­хич. при­тя­за­ний пре­зи­ден­та Юань Ши­кая. В 1913 Юань Ши­кай за­пре­тил Г., а Сунь Ят­сен эмиг­ри­ро­вал в Япо­нию, где вме­сте со свои­ми со­рат­ни­ка­ми по Г. соз­дал Чжунхуа гэ­мин­дан (Кит. ре­во­люц. со­юз). В 1919 Сунь Ят­сен вос­соз­дал ор­га­ни­за­цию под назв. «Г.». В янв. 1923 он был при­гла­шён груп­пи­ров­кой юж.-кит. ге­не­ра­лов воз­гла­вить пра­ви­тель­ст­во в г. Гу­ан­чжоу (Кан­тон, пров. Гу­ан­дун), от­ку­да об­ра­тил­ся за по­мо­щью к Сов. Сою­зу. В авг. – но­яб. 1923 в СССР по­бы­ва­ла де­ле­га­ция Г. во гла­ве с ген. Чан Кай­ши, изу­чав­шая сов. опыт во­ен. строи­тель­ст­ва, а осе­нью то­го же го­да в Гу­ан­чжоу при­бы­ли сов. по­ли­тич. и во­ен. со­вет­ни­ки. На 1-м съез­де Г. (янв. 1924, Гу­ан­чжоу) бы­ла одоб­ре­на раз­ра­бо­тан­ная с сов. по­мо­щью мо­дель ре­ор­га­ни­за­ции пар­тии. В ней был фор­маль­но при­нят прин­цип де­мо­кра­тич. цен­тра­лиз­ма, поя­ви­лась ие­рар­хич. сис­те­ма ме­ст­ных ор­га­ни­за­ций и ко­ми­те­тов, бы­ло упо­ря­до­че­но член­ст­во в пар­тии. В ЦИК Г. во­шли пред­ста­ви­те­ли Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Ки­тая (КПК), ком­му­ни­сты по­лу­чи­ли пра­во всту­пать в Г. на ин­ди­ви­ду­аль­ной ос­но­ве. «Три нар. прин­ци­па» (цен­траль­ные для идео­ло­гии всех воз­глав­ляв­ших­ся Сунь Ят­се­ном ор­га­ни­за­ций) в ма­ни­фе­сте, при­ня­том съез­дом, по­лу­чи­ли ан­ти­им­пе­риа­ли­стич. ок­ра­ску. Прин­цип «на­цио­на­лиз­ма» (минь­цзуч­жуи) пе­ре­рос в уче­ние о спло­че­нии кит. на­ции для борь­бы с им­пе­риа­лиз­мом, ми­ли­та­ри­ста­ми (ме­ст­ны­ми во­ен. ли­де­ра­ми) за объ­е­ди­не­ние стра­ны. Прин­цип «на­ро­до­вла­стия» (минь­цю­ань­чжуи) стал трак­то­вать­ся как план по­ли­тич. уст­рой­ст­ва, ос­но­ван­но­го на все­об­щем из­би­рат. пра­ве и раз­де­ле­нии вла­стей. Прин­цип «нар. бла­го­ден­ст­вия» (минь­шэн­чжуи) тол­ко­вал­ся как реа­ли­за­ция прин­ци­па «ка­ж­до­му па­ха­рю – своё по­ле», как улуч­ше­ние жиз­ни на­ём­ных ра­бот­ни­ков и ог­ра­ни­че­ние про­из­во­ла ка­пи­та­ла. Пред­по­сыл­кой «нар. бла­го­сос­тоя­ния» объ­яв­ля­лось уст­ра­не­ние иностр. эко­но­мич. гнё­та.

Пе­ре­уст­рой­ст­во стра­ны, со­глас­но про­грам­ме Г., долж­но бы­ло осу­ще­ст­в­лять­ся в три эта­па: «пе­ри­од во­ен. прав­ле­ния», в те­че­ние ко­то­ро­го бу­дут унич­то­же­ны си­лы ре­ак­ции и ут­вер­дит­ся ре­во­люц. идео­ло­гия; «пе­ри­од по­ли­тич. опе­ки» – вре­мя фак­тич. пар­тий­ной дик­та­ту­ры с це­лью соз­да­ния но­вых по­ли­тич. и эко­но­мич. форм; «пе­ри­од кон­сти­ту­ци­он­но­го прав­ле­ния». С са­мо­го на­ча­ла Г. по­зи­цио­ни­ро­вал се­бя как пар­тию, от­вет­ст­вен­ную за судь­бы Ки­тая. Ре­ше­ния его по­ли­тич. ор­га­нов счи­та­лись обя­за­тель­ны­ми для вы­пол­не­ния пра­ви­тель­ст­вом, а ли­дер Г. Сунь Ят­сен не­од­но­крат­но пы­тал­ся ор­га­ни­зо­вать по­ход на се­вер с це­лью объ­е­ди­не­ния стра­ны.

По­сле смер­ти Сунь Ят­се­на (12.3.1925) в Г. уси­ли­лась внутр. борь­ба, обо­ст­ри­лись про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду ор­то­док­саль­ны­ми го­минь­да­нов­ца­ми и дей­ст­во­вав­ши­ми в пар­тии ком­му­ни­ста­ми, пы­тав­ши­ми­ся в со­от­вет­ст­вии с ди­рек­ти­ва­ми Ко­мин­тер­на ус­та­но­вить кон­троль над Г. и его ар­ми­ей. С 1925 стал рас­ти по­ли­тич. вес Чан Кай­ши, воз­глав­ляв­ше­го гл. воо­руж. опо­ру Г. – соз­дан­ную с сов. по­мо­щью во­ен. Ху­ан­пу (Вам­пу) шко­лу и сфор­ми­ро­ван­ные на её ос­но­ве учеб­ные час­ти, раз­вёр­ну­тые в кор­пус. В ию­ле 1925 юж.-кит. пра­ви­тель­ст­во Г. объ­я­ви­ло се­бя Нац. пра­ви­тель­ст­вом, а свою ар­мию – Нац.-ре­во­люц. ар­ми­ей (НРА). На 2-м съез­де Г. (янв. 1926) ве­ду­щие по­зи­ции в его ру­ко­во­дя­щих ор­га­нах за­ня­ли «ле­вые» го­минь­да­нов­цы (со­труд­ни­чав­шие с КПК) и ком­му­ни­сты. Но 20.3.1926 сто­рон­ни­ки Чан Кай­ши спро­во­ци­ро­ва­ли «ин­ци­дент с крей­се­ром "Чжун­шань"», в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го по об­ви­не­нию в по­пыт­ке ор­га­ни­за­ции пе­ре­во­ро­та бы­ли аре­сто­ва­ны неск. со­тен ком­му­ни­стов. С по­мо­щью сов. сто­ро­ны кон­фликт уда­лось по­га­сить, но чле­ны КПК, кро­ме глу­бо­ко за­кон­спи­ри­ро­ван­ных, бы­ли вы­ну­ж­де­ны ос­та­вить ру­ко­во­дя­щие по­сты в ар­мии и в ЦИК Го­минь­да­на.

В ию­ле 1926 во ис­пол­не­ние про­грамм­ных ус­та­но­вок Г. был на­чат Сев. по­ход НРА, глав­но­команд. войск ко­то­ро­го стал Чан Кай­ши (см. Се­вер­ный по­ход 1926–1927). В хо­де во­ен. кам­па­нии осе­нью 1926 об­ра­зо­ва­лось два цен­тра вла­сти Г. – Нань­чан (пров. Цзян­си), где рас­по­ло­жи­лась став­ка Чан Кай­ши, и Ухань (пров. Ху­бэй), где раз­мес­ти­лась часть Нац. пра­ви­тель­ст­ва. В апр. 1927 груп­пи­ров­ка Чан Кай­ши, пе­ре­нёс­шая став­ку в Нан­кин (пров. Цзян­су), раз­вя­за­ла ре­прес­сии про­тив КПК в Вост. и Юж. Ки­тае, а в ию­ле то­го же го­да ухань­ское Нац. пра­ви­тель­ст­во по­тре­бо­ва­ло от ком­му­ни­стов, же­лаю­щих ра­бо­тать в Г., вы­хо­да из КПК. Ком­му­ни­сты от­ве­ти­ли во­оруж. вы­сту­п­ле­ния­ми, сна­ча­ла под фла­гом Г. про­тив его ру­ко­во­дства, а с осе­ни 1927 – под ло­зун­гом соз­да­ния со­ве­тов. Под их влия­ни­ем про­изош­ло при­ми­ре­ние на ан­ти­ком­му­ни­стич. ос­но­ве Нан­ки­на и Уха­ня. В сент. 1927 в Нан­ки­не бы­ло сфор­ми­ро­ва­но коа­ли­ци­он­ное Нац. пра­ви­тель­ст­во. В 1928 сто­ли­ца Кит. Рес­пуб­ли­ки бы­ла пе­ре­не­се­на в Нан­кин. В окт. 1928 ЦИК Г. объ­я­вил о за­вер­шении пе­рио­да «во­ен. прав­ле­ния» и пе­ре­хо­де Г. к «по­ли­тич. опе­ке» сро­ком на 6 лет, на­чи­ная с 1929.

В «нан­кин­ское де­ся­ти­ле­тие» (1927–1937) Г. пред­став­лял со­бой пё­ст­рую коа­ли­цию по­ли­тич. груп­пи­ро­вок, в т. ч. ре­гио­наль­ных. Осн. борь­ба шла ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми Чан Кай­ши и т. н. ре­ор­га­низа­цио­ни­ста­ми, ли­де­ры ко­то­рых Ван Цзин­вэй и Ху Хань­минь, тре­бо­вав­шие ре­ор­га­ни­за­ции Г., опи­ра­лись на под­держ­ку юж.-кит. ми­ли­та­ри­стов. 3-й съезд Г. (март 1929) не был под­дер­жан «ре­ор­га­ни­за­цио­ни­ста­ми», на 4-м съез­де (но­яб. 1931) с ни­ми был дос­тиг­нут ком­про­мисс. Опо­рой Чан Кай­ши бы­ли груп­пиров­ки – т. н. Си-Си (Central Club), дер­жав­шая в сво­их ру­ках ап­па­рат Г., и Ху­ан­пу, объ­е­ди­няв­шая быв. ко­манд­ный со­став и вы­пу­ск­ни­ков од­ноим. во­ен. шко­лы и кон­тро­ли­ро­вав­шая зна­чит. часть ар­мии. В осн. ло­яль­ной Чан Кай­ши бы­ла так­же груп­пи­ров­ка «по­ли­тич. на­ук», объ­е­ди­няв­шая ав­то­ри­тет­ных по­ли­тич. дея­те­лей, в про­шлом свя­зан­ных с сев.-кит. ми­ли­та­ри­ста­ми. В кон. 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. ме­ж­ду вой­ска­ми Нац. пра­ви­тель­ст­ва и ре­гио­наль­ны­ми бло­ка­ми (то­же вы­сту­пав­ши­ми под фла­гом Г.) не­од­но­крат­но про­ис­хо­ди­ли воо­руж. столк­но­ве­ния. В 1930–34 вой­ска Г. пред­при­ня­ли 5 круп­ных во­ен. по­хо­дов про­тив баз ком­му­ни­стов. Не­ус­той­чи­вая внут­ри­по­ли­тич. си­туа­ция вы­ну­ж­да­ла пра­ви­тель­ст­во Г. ид­ти на ус­туп­ки Япо­нии, ко­то­рая в 1931 ан­нек­си­ро­ва­ла Сев.-Вост. Ки­тай, а в 1933–35 ус­та­но­ви­ла по­ли­тич. и во­ен. кон­троль над Сев. Ки­та­ем. По­зи­ции Г. ос­лаб­ля­ло не­же­ла­ние Чан Кай­ши пой­ти на про­ве­де­ние ра­ди­каль­ной аг­рар­ной ре­фор­мы. Ор­га­ни­зо­ван­ное Г. «дви­же­ние за но­вую жизнь» ог­ра­ни­чи­ва­лось про­па­ган­ди­ст­ски­ми ме­ро­прия­тия­ми, на­це­лен­ны­ми на вос­ста­нов­ле­ние кон­фу­ци­ан­ских мо­раль­ных цен­но­стей. В то же вре­мя пра­ви­тель­ст­во Г. су­ме­ло до­бить­ся вос­ста­нов­ле­ния та­мо­жен­ной ав­то­но­мии, воз­вра­ще­ния Ки­таю 20 иностр. кон­цес­сий (из 33).

На 5-м съез­де Г. (но­яб. 1935) Чан Кай­ши стал еди­но­лич­ным ли­де­ром пар­тии. По­сле на­ча­ла ши­ро­ко­мас­штаб­ной аг­рес­сии Япо­нии про­тив Ки­тая в ию­ле 1937 под дав­ле­ни­ем час­ти ар­мии и об­ще­ст­вен­но­сти, а так­же в ре­зуль­та­те ди­пло­ма­тич. ак­тив­но­сти СССР Г. вы­ну­ж­ден был объ­я­вить о со­труд­ни­че­ст­ве со все­ми пат­рио­тич. си­ла­ми, в т. ч. с КПК. В со­став НРА бы­ли вклю­че­ны два объ­е­ди­не­ния кит. Крас­ной Ар­мии. Но и во вре­мя На­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­ной вой­ны в Ки­тае про­тив япон­ских за­хват­чи­ков 1937–45 столк­но­ве­ния ме­ж­ду вой­ска­ми Г. и КПК про­дол­жа­лись. Часть ли­де­ров Г. пе­ре­шла на сто­ро­ну ок­ку­пан­тов и в 1940 в Нан­ки­не соз­да­ла ма­рио­не­точ­ное пра­ви­тель­ст­во во гла­ве с Ван Цзин­вэ­ем. На тер­ри­то­ри­ях, кон­тро­ли­ро­вав­ших­ся пра­ви­тель­ст­вом Г., в ре­зуль­та­те сра­щи­ва­ния во­ен. ко­ман­до­ва­ния, парт.-гос. бю­ро­кра­тии и ме­ст­ной эли­ты фор­ми­ро­ва­лась во­ен.-бю­ро­кра­тич. оли­гар­хия.

По­сле ка­пи­ту­ля­ции Япо­нии Г. и КПК на­ча­ли пе­ре­го­во­ры о бу­ду­щем уст­рой­стве стра­ны, за­кон­чив­шие­ся про­ва­лом. В ию­ле 1946 ар­мия Г. по­пы­та­лась за­хва­тить рай­оны, кон­тро­ли­ро­вав­шие­ся КПК. Гос­под­ство во­ен.-бю­ро­кра­тич. оли­гар­хии, ог­ра­ни­че­ние нац. пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, кор­руп­ция, рост на­ло­го­во­го гнё­та при­ве­ли к ут­ра­те Г. мас­со­вой со­ци­аль­ной ба­зы. На сто­ро­ну КПК ста­ли пе­ре­хо­дить вид­ные дея­те­ли Г., сфор­ми­ро­вав­шие 1.1.1948 Ре­во­люц. ко­ми­тет Г. 1.10.1949 бы­ла про­воз­гла­ше­на Кит. Нар. Рес­пуб­ли­ка, ру­ко­во­дство Г. эва­куи­ро­ва­лось на о. Тай­вань. Там ли­де­ры Г. объ­я­ви­ли о пла­нах строи­тель­ст­ва об­ще­ст­ва «сяо­кан» («ма­ло­го про­цве­та­ния»). Это обо­зна­че­ние от­но­си­тель­ной со­ци­аль­но-эко­но­мич. ста­биль­но­сти, взя­тое из кон­фу­ци­ан­ской клас­си­ки, ото­жде­ст­в­ля­лось с де­мо­кра­тич. ин­сти­ту­та­ми и ры­ноч­ной эко­но­ми­кой. Бла­го­да­ря взве­шен­ной со­ци­аль­ной и эко­но­мич. по­ли­ти­ке, а так­же опи­ра­ясь на по­мощь США, Г. в ус­ло­ви­ях од­но­пар­тий­ной дик­та­ту­ры до­бил­ся ус­пеш­но­го эко­но­мич. раз­ви­тия Тай­ва­ня. По­сле кон­чи­ны Чан Кай­ши в 1975 ли­де­ром Г. стал его сын Цзян Цзин­го. В ию­ле 1987 по­сле от­ме­ны на Тай­ва­не чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния, дей­ст­во­вав­ше­го с 1949, гл. пар­ла­мент­ским со­пер­ни­ком Г. ста­ла Де­мо­кра­тич. про­грес­сив­ная пар­тия (ДПП), а в авг. 1993 от Г. от­ко­ло­лась груп­па по­ли­ти­ков, соз­дав­шая Но­вую пар­тию (НП). С 1993 Г. стал на­зывать се­бя не «ре­во­лю­ци­он­ной», а «де­мо­кра­ти­че­ской» пар­ти­ей. На вы­бо­рах в Нац. со­б­ра­ние в 1996 Г. по­те­рял пар­ла­мент­ское боль­шин­ст­во, но в том же го­ду в ре­зуль­та­те впер­вые про­ве­дён­но­го пря­мо­го тай­но­го го­ло­со­ва­ния пре­зи­ден­том был из­бран ли­дер Г. Ли Дэнху­эй. Пре­зи­дент­ские вы­бо­ры 2000 он про­иг­рал ли­де­ру ДПП Чэнь Шуй­бя­ню, а Г. пе­ре­шёл в пар­ла­мент­скую оп­по­зи­цию.

Лит.: Ме­лик­се­тов А. В. Со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка го­минь­да­на в Ки­тае (1927–1949). М., 1977; Пи­са­рев А. А. Го­минь­дан и аг­рар­но-кре­сть­ян­ский во­прос в Ки­тае в 20–30-е гг. ХХ в. М., 1986; Сун Чунь бянь. Чжун­го Го­минь­дан ши. Чан­чунь, 1990; Го­минь­дан цзай да­лу хэ Тай­вань. Чэн­ду, 1991; Modern China: an encyclopedia of history, culture and nationalism / Ed. by Wang Kewen. N. Y.; L., 1998; Ма­мае­ва Н. Л. Ко­мин­терн и Го­минь­дан 1919–1929. М., 1999; Ла­рин А. Г. Два пре­зи­ден­та, или Путь Тай­ва­ня к де­мо­кра­тии. М., 2000; Ис­то­рия Ки­тая / Под ред. А. В. Ме­лик­се­то­ва. 3-е изд. М., 2004.

Вернуться к началу